Поиск

Биография

Политическая деятельность

ОИО №52

Депутатские обращения

ВААП

Благотворительность

Архив материалов

Новости - политика

Народный депутат Игорь Шкиря о медицинской реформе

30 июня 2017 года

Народный депутат Игорь Шкиря о медицинской реформе

В мой адрес поступило обращение от городского Совета ветеранов г. Торецка, в котором мои земляки правильно поднимают злободневные вопросы реализации медицинской реформы. В частности, был озвучен вопрос недофинансирования медицинской отрасли, и что направления реформы запускаются в действия без наличия гарантированной финансовой основы.

Абсолютно согласен с высказанной точкой зрения. Ведь что у нас получается (и не только с медреформой): правительство принимает вроде бы правильные новшества, но из-за отсутствия финансирования они не работают на практике, а при этом прежние ранее работавшие формы уже признаны недействительными. То есть и новое не работает, и старое уже запрещено.

И именно поэтому я, как народный депутат, не голосовал за проект Закона Украины № 6327«О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств» (плюс его дополнение № 6327-1) и за связанный с ним проект Закона Украины № 6329 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины». Эти проекты были выставлены на голосование на заседании Верховной Рады 8 июня 2017 года. Сразу скажу, что несмотря на то, что по законопроекту № 6327 не проголосовали 60 моих присутствующих коллег (в том числе и я), 27 парламентариев воздержались, все таки он был принят за основу при проголосовавших «за» 227 народных депутатов. Т.е. законопроект был принят лишь в первом чтении, это не окончательное решение, а после доработок он будет выставлен на итоговое второе голосование. А вот голосование по законопроекту № 6329 потерпело фиаско, и не было принято: «за» – 206, «против» – 19, «воздержались» – 13, «не голосовали» – 117.

Дело в том, что в законопроекте «О государственных финансовых гарантиях…» изложены основные механизмы финансирования оказания медицинских услуг и лекарственных средств за счет бюджетных средств через систему государственного социального медицинского страхования.

Из пояснительной записки к № 6327 следует, что каждый человек сможет получить бесплатную первичную и вторичную медицинскую помощь, паллиативную (помощь при неизлечимых болезнях, например, онкология), а также лекарственные средства, связанные с предоставлением таких услуг. На самом деле безвозмездно будут предоставлены только те лекарственные средства, которые будут включены в определенный перечень и описание, с возможностью установления предельных объемов на возмещение приобретенных лекарств в аптеке, которые входят в этот перечень.

Опять-таки вторичная (узкопрофильное медобслуживание – УЗИ, МРТ, лабораторные исследования и пр.) и третичная медицинская (узкоспециализированные больницы) помощь будет частично бесплатная. Однако еще нет ни конкретного перечня услуг, которые будут предоставляться за государственный счет, ни тарифов на платные услуги.

В ст. 12 проекта № 6327 указано, что тарифы сооплаты (когда частично оплачивает пациент, а частично – государство через медстраховку) устанавливаются с целью стимулирования застрахованных лиц ответственно относиться к своему здоровью. Но, согласитесь, стимулирование здорового образа жизни граждан финансовой ответственностью является спорным подходом.

Проект № 6327 несет и такие риски:

  • нет требования специального образования и квалификации к физлицам-предпринимателям, которые также будут поставщиками медицинских услуг;
  • предусматривается, что «к тарифам могут применяться корректирующие коэффициенты». Однако закон должен четко определять, когда и при каких обстоятельствах применяются коэффициенты и каким образом они устанавливаются. Пока такой «четкости» нет

А вот теперь к теме о благих намерениях и во что они могут превратиться при отсутствии финансирования. В законопроекте № 6327 предусмотрено, что в рамках государственного гарантированного пакета государство обеспечивает полную оплату за счет средств медицинского страхования необходимых медуслуг и лекарственных средств, связанных с предоставлением:

  • экстренной медицинской помощи;
  • первичной медицинской помощи;
  • паллиативной помощи.

А в дополнении к нему в № 6327-1 предлагается расширить этот перечень за счет

  • вторичной (специализированной) медицинской помощи;
  • третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи;
  • медицинской реабилитации;
  • стоматологической медицинской помощи.

Согласитесь, довольно правильное, с социальной точки зрения, предложение. Действительно, забота о гражданах. Но одно но… Согласно финансово-экономическому обоснованию, для такого увеличения медуслуг за государственный счет к 2021 году ассигнования на здравоохранение должны вырасти втрое. То есть при нынешнем положении данные законопроекты могут оказаться лишь популизмом: людям дадут права, которыми они не смогут воспользоваться.

А теперь о законопроекте № 6329 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины». Он должен был обеспечить финансирование направлений, предусмотренных в вышеизложенном законопроекте. В частности, дополнением № 6329-1 предусмотрено внесение изменений в Бюджетный кодекс, которыми расширяется перечень услуг, на которые будут осуществляться расходы из государственного бюджета, в соответствии с перечнем медицинских услуг, гарантировать государство согласно законопроекту № 6327-1. Важно: финансирование из местных бюджетов – районных бюджетов, бюджетов объединенных территориальных громад.

Теперь возьмем наш Торецк с дефицитным городским бюджетом. Мы нас на основные статьи жизнеобеспечения (те же зарплаты, то же здравоохранение, образование) деньги еле-еле собираем, а если на местный бюджет еще дополнительные медуслуги повесятся, естественно, это будет пока невыполнимо. И что получится? Правительство будет «хорошим» (оно же разработало и подало хорошие важные новшества), а «плохими» окажутся власти Торецка, которые не смогут профинансировать медреформу.

Взвесив все «за» и «против» мы с коллегами не поддержали данные законопроекты и настаивали на их доработке. Как только будут взвешенно представлены новая модель медуслуг и их реально выполнимое финансирование (без утяжеления расходов местных бюджетов или с гарантией их покрытия), мы, конечно, поддержим предложенные проекты.

Народный депутат Украины Игорь Шкиря


Пресс-служба

Другие материалы по теме

РАЗВЕРНУТЬ / СВЕРНУТЬ