Поиск

Биография

Политическая деятельность

ОИО №52

Депутатские обращения

ВААП

Благотворительность

Архив материалов

Публикации в СМИ

Игорь Шкиря: с «Аэросвитом» произошел «административный сбой», а о Hyundai нельзя говорить только в негативе

11 января 2013 года

Игорь Шкиря: с «Аэросвитом» произошел «административный сбой», а о Hyundai нельзя говорить только в негативе

Ситуация с «Аэросвитом» показывает, что создание монополиста, пусть и украинского, не дает никаких преимуществ для государства и граждан. Это мнимый патриотизм (...). Возможно, чего-то не учли, были допущены технические неполадки или сработал человеческий фактор, я не исключаю и каких-то провокаций со стороны железнодорожников, но нельзя однозначно говорить о Hyundai плохо.

Пришло время пересмотреть государственную политику по отношению к рынку авиаперевозок и сделать его конкурентным, пустив иностранные компании, убежден народный депутат, член парламентского комитета по вопросам транспорта и связи Игорь Шкиря. В эксклюзивном интервью «Цензор. Нет» политик рассказал о том, что должно сделать Министерство инфраструктуры, чтобы помочь клиентам компании «Аэросвит», которые приобрели билеты, все-таки долететь до места назначения и как впредь упредить подобные ситуации.

- Пресс-служба Министерства инфраструктуры распространила заявление о том, что клиенты «Аэросвита» либо получат компенсацию, либо им помогут выехать из стран, где они застряли по вине авиакомпании. Премьер пообещал, что государство найдет деньги на то, чтобы вывезти людей, но когда это случится, до сих пор непонятно…

- Ситуацию, безусловно, нужно исправлять. Сегодня ведется много разговоров о том, почему это происходит и что за этим стоит, я не слишком в них верю, но то, что ситуация плачевная, очевидно. Правительство должно было в нее вмешаться. Я вообще против вмешательства в бизнес со стороны государства и власти, но это социально-ответственный бизнес. Когда компания, которая фактически монополизировала около 60% рынка украинских авиаперевозок, испытывает такие серьезные проблемы, это автоматически отражается на пассажирах, на имидже страны.

Поэтому сейчас нужно очень быстро решить вопрос о том, какие компании вывезут этих пассажиров и на каких финансовых условиях. Частные компании, естественно, не будут заниматься благотворительностью, и тем более спасать конкурента.

Следует также определить, как помочь людям, которые купили билеты заранее, а сегодня пришло время, когда им нужно куда-то лететь. То, что они сидят дома, а не ночуют в аэропортах, ничего не меняет. Они потратили деньги.

Министерству инфраструктуры и Госавиаслужбе нужно немедленно провести работу по определению авиаперевозчиков на проблемных направлениях, на которых сегодня стоит «Аэросвит», чтобы ситуация не усугублялась дальше.

- Кто должен компенсировать деньги, которые были потрачены на билеты? Юристы, например, утверждают, что людям, приобретавшим билеты через Интернет, будет сложно отстоять свои права. И что делать государству, если у него просто не хватит средств на то, чтобы удовлетворить финансовые запросы других компаний, которые могут вернуть наших граждан домой?

- Деньги, потраченные за билеты, однозначно должен компенсировать «Аэросвит». Что касается переговоров с другими компаниями, то здесь возможны различные варианты. Например, они могут быть кредиторами «Аэросвита». Если компания попадает под банкротство, то можно претендовать на часть ее имущества.

- А если его в итоге не окажется?

- Я понимаю, что банкротство можно сделать таким образом, чтобы потом «кинуть» всех кредиторов. Но для того, чтобы подобного не случилось, должна быть соответствующая реакция со стороны государственных органов. В частности, Министерства инфраструктуры и Госавиаслужбы.

- Они выступят в качестве посредников?

- Скорее, в качестве консолидаторов между другими авиакомпаниями, правоохранительными органами, которые будут защищать интересы граждан, а они обязаны это делать.

- Россия максимально оперативно отреагировала на ситуацию и с помощью консулов вернула людей домой. Почему наша власть только спустя неделю пытается искать какие-то варианты для решения проблемы? О посольствах вообще говорить не хочется, в некоторых из них просто включены автоответчики, людям некому даже рассказать о своих бедах.

- Для нас такая ситуация сложилась впервые. Как раз это совпало с назначением нового Кабинета Министров, вице-премьера и министра, которые отвечают за транспортную отрасль. Возможно, это тоже повлияло на то, что произошел какой-то административный сбой. Но я хорошо знаю Вилкула и Козака и думаю, что они в состоянии сесть за стол, нормально разложить все «пазлы» и определить, как двигаться дальше. Сейчас очень важно сделать так, чтобы монополия «Аэросвита» не перешла в монополию любой другой компании. Мы должны создать конкурентное поле, для того, чтобы другие компании, в том числе, иностранные, могли работать на украинском рынке авиаперевозок.

- Долгое время на украинский рынок не пускали лоу-косты. Борис Колесников, который в прошлом составе правительства совмещал должности вице-премьера и министра инфраструктуры, неоднократно заявлял, что Украина не откроет рынок авиаперевозок для иностранных компаний до тех пор, пока ЕС не отменит визы для наших граждан. С таким же успехом на сложности с визами можно списать много других вопросов, а потом начать торговаться. Согласны?

- Вы зря иронизируете. Трудности с визами отражаются не только на авиации, они сказываются и на международных авиаперевозках, где большинство наших украинских компаний не могут конкурировать, в том числе, по визовому принципу. Вообще, европейский рынок для нас закрыт: технически, политически, социально и т.д. Поэтому здесь с Колесниковым трудно не согласиться.

Но ситуация с «Аэросвитом» показывает, что создание монополиста, пусть и украинского, не дает никаких преимуществ для государства и граждан. Это мнимый патриотизм. Да, там работают украинские пилоты, украинские стюардессы. Но украинские потребители заплатили огромные деньги и терпят колоссальные проблемы с перевозками. Видимо, пришло время внести коррективы в политику и сделать рынок авиаперевозок конкурентным.

- Не менее скандальная и обсуждаемая сегодня тема - поезда «Хюндай» . Они ломаются, люди вынуждены сидеть в холодных вагонах или добираться самостоятельно, пересаживаясь на другие виды транспорта. Кто заплатит этим людям компенсацию? Все снова спишем на «попередников»?

- Решение о том, какие поезда необходимы, действительно принималось предыдущим руководством «Укрзалізниці», а когда пришел Колесников, у него оставалось катастрофически мало времени до Евро-2012. Корпорация Hyundai оказалась на этот момент единственной из мировых компаний, которая готова была произвести десять составов до начала чемпионата и готова была сама проинвестировать - дать кредит на производство.

Возможно, чего-то не учли, были допущены технические неполадки или сработал человеческий фактор, я не исключаю и каких-то провокаций со стороны железнодорожников, но нельзя однозначно говорить о Hyundai плохо. Надеюсь, что ситуация улучшится, а неполадки все будут устранены. Ведь речь идет о компании с мировым именем. Она заинтересована в поддержании своего авторитета и имиджа.

Кстати, электропоезда Skoda, которых купили два состава в тот же период времени, ездят без каких-либо происшествий. Видимо, чешские поезда оказались более адаптированы к реалиям постсоветской железной дороги.

- В Украине есть предприятия, которые готовы выпускать поезда ничуть не хуже. К примеру, Крюковский вагоностроительный завод, который летом презентовал новый скоростной поезд. Почему они не получают заказы от государства?

- Я никогда не был на Крюковском вагоностроительном заводе, о поезде знаю только то, что читал в прессе. Но давайте сравним ситуацию, например, с украинским рынком автобусов. У нас есть украинские производители, а перевозчики, которые обслуживают международные рейсы, ездят в основном на иностранных автобусах, которые являются, по сути, секонд-хендом 10-15-летней давности. Как Вы думаете, почему?

У нас есть производитель самолетов - завод им. Антонова. Все годы независимости мы только и слышим разговоры о возрождении украинского авиастроения, о том, что все наши авиакомпании будут летать исключительно на украинских самолетах, но почему-то этого до сих пор нет. Поэтому все не так просто. Я тоже за то, чтобы поезда производил Крюковский завод либо другой какой-то наладил их производство, но рынок определяют не только политические или эмоциональные решения.

- Харьковчане просят вернуть бюджетные поезда. Как Вы считаете, это возможно сделать?

- Я избирался по округу № 52. И у меня на округе есть город Дебальцево, который в советское время был большим узловым железнодорожным центром. Там были не только «социальные» поезда, там еще была особенная ситуация, поскольку люди работали в этих составах. За последний год мне пришлось пережить довольно тяжелое время, когда обращались люди с эмоциями, требованиями. Понять людей можно и нужно. Но как им помочь? Кто будет платить за социальные поезда? Компенсация за льготные перевозки, как в автомобильном, так и в железнодорожном транспорте, мягко сказать оставляет желать лучшего. Государство просто катастрофически не в состоянии оплачивать, дотировать «социальные» перевозки. Если с автомобильными перевозками еще можно, как-то на них топнуть, пригрозить, что у них заберут рейсы, то с железной дорогой сложнее. Это государственный орган, а «социальные» перевозки разрушают экономику «Укрзалізниці». Я думаю, что у «Укрзалізниці» есть ресурсы для улучшения своего финансового состояния, но в любом случае нужен четкий механизм компенсаций за эти перевозки. Либо нужно решить эту проблему иначе, дополнительно усиливая автомобильные маршруты там, где были отменены бюджетные поезда. Автобусные перевозчики готовы закрыть любые направления, главный вопрос - платежеспособный спрос. А если его нет - то государство должно выступить заказчиком и гарантированно оплатить свой заказ тем же автомобильным или железнодорожным перевозчикам, которые закроют эти маршруты.

Татьяна Бодня для Цензор.НЕТ 

Цензор.НЕТ , 11.01.2013


Пресс-служба

Другие материалы по теме

РАЗВЕРНУТЬ / СВЕРНУТЬ