Поиск

Биография

Политическая деятельность

ОИО №52

Депутатские обращения

ВААП

Благотворительность

Архив материалов

Публикации в СМИ

Что нам сулит политреформа?

15 декабря 2004 года

Что нам сулит политреформа?

Некоторые политологи считают, что с принятием конституционной реформы "победил украинский народ", "победил консенсус", "победило здравомыслие", другие говорят, что на самом деле не решены главные проблемы, вызвавшие революционные процессы в стране.

Конституционная реформа решает проблемы политиков, но не майданов. Компромисс, которым так гордятся оппозиционные политики, на самом деле призван сохранить существующую систему путем внесения ряда изменений в ее механизм. Доживающий последние деньки президентства Кучма выступил в конфликте оранжевых и бело-голубых в роли миротворца и третейского судьи, что по достоинству оценили на Западе. Так что теперь Леонид Данилович имеет все шансы красиво уйти со своего поста. Добившись-таки конституционной реформы, ставшей в последние годы для Кучмы идеей фикс, он уже видит ту страницу учебника истории, на которой через десятилетия будут описывать его заслуги, как выдающегося политического деятеля Украины.

Но главным победителем, пожалуй, оказался Владимир Литвин. Конституционная реформа, которую удалось принять 8 декабря, дает спикеру два козыря. Во-первых, он четко показал всему политикуму, что именно он является гениальным антикризисным менеджером и умеет находить выход из любой ситуации. Во-вторых, это иллюзия, что наиболее привлекательным постом в государстве теперь становится пост премьер-министра. В новой системе политических координат реальная власть и теневые нити политической жизни будут находиться в руках спикера Верховной Рады, от которого будет зависеть и премьер. Ведь не секрет, что при желании спикер может провести любой законопроект. А Литвин более чем виртуозно научился управлять сессионным залом, умеет оценивать ситуацию и вовремя ставить законопроекты на голосование.

Прокомментировать принятую конституционную реформу и подготовку реформаторов ко второму шагу "Жизнь" попросила народного депутата Украины Игоря Шкирю.

- Закон 4180 - всего лишь один из вариантов политреформы. Изначально для голосования предлагались другие варианты. Морозу в некоторой степени повезло, что именно его законопроект оказался в нужном месте, в нужное время и именно его приняли. Нельзя сказать, что принятые изменения идеальны. Но это лучшее из того, что было предложено. Подобные законопроекты не принимаются в пакете с другими законами одним голосованием. За политреформу нужно голосовать не то что по пунктам, а побуквенно. Но все же из сложившейся ситуации это единственно правильный выход.

- Что дала народу Украины принятая политреформа?

- Прежде всего, мы сделали первый шаг от президентской республики к парламентско-президентской. После вступления закона в силу к парламенту переходит большое число полномочий, ранее принадлежащих президенту. Часть полномочий переходит и к премьер-министру, который становится более влиятельной фигурой, поскольку наделен большими полномочиями. Если ранее президент предлагал кандидатуру премьера, то благодаря политреформе парламент должен создать коалицию, которая выдвинет кандидатуру на этот пост. Таким образом, президент не узурпирует власть.

- Принятие реформы преподнесли как компромисс между двумя кандидатами в президенты, но на самом деле в выигрыше остался Литвин. Это так?

- Мы не говорим о том, выгодно ли это Ющенко или Януковичу. Парламент выбирал народ, и он принимает решения, выгодные народу. Тем не менее я согласен, что это был компромисс. Обе стороны пошли на это, прежде всего, для того, чтобы в случае своего поражения уменьшить влияние будущего президента. Но в целом это выгодно всей стране. Будет ли на следующем созыве депутатов Верховной Рады выбран спикером Литвин - не известно. Я в этом сомневаюсь.

- В кулуарах ВР поговаривают, что после следующих парламентских выборов на пост спикера метит Зинченко. Можете это прокомментировать?

- Поговаривают о многом. Когда будут выбирать следующий парламент, я уверен, на пост спикера найдется не менее 15 кандидатур. И Зинченко среди них отнюдь не первый.

- Расскажите о втором этапе политреформы.

- Законопроект 3207 - второй этап конституционной реформы. Он предусматривает разделение полномочий между Киевом и регионами. В случае его принятия это даст больше полномочий регионам. Закон своевременный, что и показали последние выборы.

- Что получат местные власти после принятия законопроекта 3207? Какие реальные рычаги управления у нее появятся?

- Прежде всего - финансовые. Ведь это ненормально, когда нужно ехать в Киев, чтобы воевать за каждую копейку и отстаивать бюджет области. Если мы проведем данную реформу, то появится реальная возможность полностью управлять регионом. Я буду настаивать на том, чтобы законопроект 3207 предусматривал оставлять в области не менее 70% дохода. Ведь коррупция появляется потому, что все средства идут в Киев. А если цифры пропишут в законе, деньги будут подотчетны.

- Что вы можете сказать о федерализации Украины?

- Вопрос возник не вчера, он назревал годами. Необходимость подобного шага стала понятна после выборов президента. Когда Янукович выигрывает выборы, а другая сторона предпринимает антиконституционные шаги, Верховный суд под давлением отменяет решение Центризбиркома - это ненормально. Все это и подтолкнуло руководителей восточных регионов инициировать данный закон именно сейчас. Ведь когда какие-то области хотят одного президента, а какие-то другого, то федерализация - единственный выход их сложившейся ситуации. Такую позицию назвали сепаратистской, но я совершенно с подобным утверждением не согласен. Это - нормальное желание людей в регионах жить лучше, зарабатывать больше и оставлять большую часть заработанных средств на развитие региона. А отдавать заработанные деньги в Киев на разграбление - неправильно. В любом случае тема назревала давно, просто сейчас, на фоне политических волнений, она всплыла на поверхность.

Ярослав КОРЕЦ
'ЖИЗНЬ', 15.12.2004, № 185
 


Пресс-служба

Другие материалы по теме

РАЗВЕРНУТЬ / СВЕРНУТЬ