Поиск

Биография

Политическая деятельность

ОИО №52

Депутатские обращения

ВААП

Благотворительность

Архив материалов

Публикации в СМИ

Если команда приняла решение, то я подчиняюсь ему

9 апреля 2004 года

Если команда приняла решение, то я подчиняюсь ему

В стране происходит серьезная политическая трансформация. Парламент принимает законы, по которым государству придется жить ближайшие десятилетия. О будущем страны и не только, член наибольшей в Верховной Раде фракции большинства «Регионы Украины» Игорь Шкиря.

- Игорь Николаевич, принят Закон о пропорциональных выборах народных депутатов. Как, по-вашему, отечественный парламентаризм выиграет, или наоборот, останется в проигрыше?

- Я всегда стоял на мажоритарных позициях. И не только потому, что сам мажоритарщик. Округ — моя родина и мне больно, когда там что-то не так. Люди всегда знают, к кому обратиться и, в конце концов, с кого требовать. Представители же партийных списков не бывают на округах, не несут конкретной ответственности перед избирателями, не знают их проблем.

Сегодня принят очень жесткий и консервативный закон о пропорциональных выборах народных депутатов. Этот консерватизм проявляется в нескольких аспектах.

Первое, это закрытые партийные списки. То есть избиратель не знает за кого он голосует. Он будет отдавать свой голос лишь за лидера партии, ее название или ее программу. 

Безусловно, в результате этого вырастет значение партий, а вот значение избирателей резко упадет. Они вообще окажутся за бортом, поскольку не будут даже знать, к какому депутату в случае необходимости обращаться, кто именно его представитель в высшем законодательном органе страны. Другими словами, политические партии в административном порядке сделали то, чего не смогли сделать агитацией: «приватизировали» избирателей.

Второе, что не менее тревожит, это введение императивного мандата, на что, кстати, неоднократно указывали мои коллеги по фракции. Запрет перехода из фракции во фракцию, чистки партийных списков, которые предусмотрены пропорциональным законом, – все это приведет к тому, что в составе депутатского корпуса будут парламентарии-исполнители воли своих партийных вождей. Любой их шаг влево или вправо без одобрения свыше, будет расцениваться ни чем иным как изменой. Без сомнения таким депутатам сразу найдут «компетентную» замену.

Еще одна проблема — проходной «балл» в парламент. Наша фракция и партия готовы говорить о 5-процентном и 7-процентном барьере. Считаю, что когда уже идти на сугубо партийные выборы, не надо занижать этот барьер. Хорошо, изберем в парламент 10-20 партий, и кто будет в Верховной Раде? Если уже развивать партийную систему, то, например, как в США или других развитых странах. Считаю, барьер наоборот надо поднимать — лишь бы влияние крупных партий возрастало. 

Если говорить о Партии регионов, членом которой я являюсь, то у меня нет никаких сомнений, что на предстоящих выборах, если она пойдет самостоятельно, наберет от 10 до 15 процентов голосов избирателей. По меньшей мере, это 50-70 депутатов в парламенте. У Партии регионов очень серьезные шансы. Вместе с тем, настораживает следующее: насколько высоким будет процент голосов других центристских политических сил для формирования в новом парламенте дееспособного большинства. 

Хочу отметить, что принятый Закон ставит под большое сомнение механизм парламентаризма, который ныне нормально действует и развивается в Украине.

- Вместе с тем вы проголосовали «за» принятие этого пропорционального закона? Почему?

- Я отдал свой голос согласно решению фракции и членов команды. Я могу спорить, высказывать свое мнение, но если команда приняла решение, то я ему подчиняюсь. В противном случае, ты вне этой команды, как это недавно случилось с некоторыми коллегами из "Деминициатив" и "Народовластия". Их естественно оттуда не попросили, они сами приняли такое решение.

Показательно, что даже изменив прописку, эти депутаты большинства не оставляют. Не воспринимая данный пропорциональный избирательный закон, заверяют - тормозить конституционной реформы нельзя. Скажу больше, Закон о пропорциональных выборах прошел только благодаря тому, что существовала определенная договоренность между парламентским большинством и некоторыми оппозиционными партиями. А без принятия его положений затормозилась бы вся конституционная реформа.

Между тем, думаю, что со временем можно будет возвратиться к этому Закону и все же внести некоторые поправки соответствующего содержания.

- Не секрет, что многие депутаты-мажоритарщики на следующих парламентских выборах окажутся вне стен Верховной Рады. Какие у Вас виды на будущее?

- Хотя быть народным депутатом очень почетно, я считаю, что парламент – не единственное место, где может реализовать себя образованный человек. Верховная Рада не должна быть некой Меккой, в которую все стремятся попасть. Поэтому часть мажоритарщиков, думаю, попытается создать свои партии, часть – найти себя в нынешних партийных структурах, а кто-то просто станет заниматься тем, чем занимался прежде, либо пойдет в исполнительную власть.

- Уже утверждена новая программа правительства. Многие восприняли ее как программу будущего президента Украины…

- Знаю наверняка - В. Янукович пока не принял такого решения. Ныне можно говорить о решении Партии регионов. Насколько известно, она готова выдвинуть Виктора Федоровича кандидатом в президенты. На сегодняшний день центристские политические силы активно готовятся к проведению форума коалиции демократических сил. После его проведения, обозначится единая кандидатура. Пока рано об этом говорить, потому что не принят закон об изменениях в Конституцию, неизвестны правила игры. Слишком много еще неясностей.

- Кстати, Вам известно что-либо о том состоянии консультаций относительно единого кандидата от той коалиции, которая подписала соглашение о его выдвижении? Ведутся консультации?

- На уровне партий они естественно проводятся. Более того, создана рабочая группа, которая работает с политическими партиями, общественными организациями, готовыми объединиться ради будущего Украины. Между тем, хочу повториться, рано об этом говорить. Будущим президентам на президентский пост, а большинство из них находятся в парламенте, нужно сосредоточиться над решением социальных проблем, которых немало. Это вопросы пенсионной реформы, создания новых рабочих мест, роста зарплаты, социальной поддержки, городского транспорта. В этом плане, считаю, что некоторым нашим слугам народа, надо больше прислушиваться к конструктивной работе правительства. От этого, прежде всего, выиграют простые люди. Население не интересует тот цирк, который недавно имел место в парламенте. Они будут оценивать нашу работу лишь в том случае, когда ощутят, что жить стало лучше.

- Какие Ваши планы на ближайшие два года? Каковы законодательные и политические приоритеты?

- Планы очень серьезные. И думаю, что новый партийный закон о выборах не помешает их выполнению. Во-первых, буду продолжать работать на округе, и ни в коем случае не брошу своих избирателей, которые в 2002 отдали за меня свои голоса. Кстати, хочу отметить, что финансирование моего округа по различным программам в текущем году составит порядка 10 млн. гривен. Это, наверное, рекорд за все предыдущие годы. Уверен, что и в последующие два года удастся решать многие финансовые и социальные вопросы.

Во-вторых, буду заканчивать начатое. В парламенте я активно лоббирую туристическую и авиационные отрасли. Относительно туризма, то считаю, что здесь необходимо принимать Национальную программа с государственным финансированием развития туристической отрасли. Очень жаль, что до сих пор таковой нет. Проблема в том, что о туризме, как об отрасли, приносящей достаточно средств в государственную казну, заговорили лишь недавно. А это реальная возможность для наполнения бюджета. 

Сильно отстает в развитии авиационный комплекс страны. Здесь также работы больше чем бы хотелось. Доныне в Украине отсутствует четкая стратегия развития авиационной отрасли. Из-за этого из 40 гражданских аэропортов действуют не больше 10. Другие - испытывают дефицит средств для развития инфраструктуры аэропорта, улучшения условий безопасности полетов, уровня обслуживания, сервиса, и так далее. Для того, чтобы исправить ситуацию, я недавно внес законопроект о введение целевого сбора на развитие инфраструктуры аэропортов гражданской авиации, который сейчас рассматривается в комитетах Верховной Рады и готовится к первому чтению в парламенте.

Как член Комитета по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи активно хочу поработать над реформированием жилищно-коммунального хозяйства в стране. Эта проблема, по сути, становится приоритетом внутренней политики Украины на ближайшие годы. Вместе с тем, ее проведение вряд ли будет в полной мере успешным без политической реформы и ее составной - реформы муниципальной.

Соответственно жилищно-коммунальной реформе, как и другим, необходима законодательная база. Кстати, для нормативно-правового обеспечения выполнения Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 гг. необходимо разработать и принять свыше 170 нормативно-правовых актов. Работы предстоит много, но это благодарная работа. Я с оптимизмом смотрю в будущее и уверен, что жители Украины, наши избиратели уже скоро оценят первые шаги реформы.

«Киевский телеграф», 9-15 апреля 2004 г.


Пресс-служба

Другие материалы по теме

РАЗВЕРНУТЬ / СВЕРНУТЬ