Поиск

Биография

Политическая деятельность

ОИО №52

Депутатские обращения

ВААП

Благотворительность

Архив материалов

Публикации в СМИ

Фантом украинского федерализма

13 февраля 2014 года

Фантом украинского федерализма

Еще не стихли разговоры о конституционной реформе и возврате к главному Закону страны образца 2004 года, а некоторые представители правящей элиты уже заговорили о следующем этапе урегулирования политического конфликта, который сегодня захлестнул Украину. Речь идет о введении федерализма, идеи которого все чаще и чаще проскакивают в выступлениях политиков разного уровня. К сожалению, для большинства понятие это остается всего лишь словом – многие не до конца осознают, в чем ключевое различие унитарного государства от федерального. И, тем не менее, у решения сменить одну форму государственного устройства на другую есть огромное количество как поклонников, так и противников.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ МИР

Главным отличием двух устройств является то, как сконструирован парламент. Украина, например, имеет единый высший орган государственной власти – Верховную Раду. А вот у ФРГ, наряду с федеральным правительством (бундестагом), которое отвечает за общегосударственные решения международного значения, есть еще и региональное (бундесрат). Оно уже решает проблемы отдельных федеральных земель, коих в Германии насчитывается 16 (для справки – федеральная Украина планируется с 5-7 такими регионами). Каждый уровень при этом обладает собственными органами исполнительного, законодательного и судебного контроля.

Можно также остановиться и на том, что в некоторых странах, помимо общефедерального гражданства, существует еще и гражданство федеральных единиц. Или, например, на том, что отдельные субъекты (таковым могут быть Донбасс, Галичина или даже АР Крым в составе Федеральной Республики Украины) имеют право на собственные нормативные акты – Конституцию, устав, законы и так далее. Но, по сути, это все частности отдельных стран с неунитарной формой государственного строя, которых в мире сегодня насчитывается около 30. Куда важнее коснуться различных форм федеративного устройства. Именно они могут определить степень свободы отдельных единиц внутри страны, что особенно интересно в украинском контексте.

Особенности конституционно-правового статуса единиц таких государств создают разделения на симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Донбасс равен Галичине), а во-вторых, соответственно, этот статус различен (регионы тем или иным способом отличаются по своему статусу). Помимо этого федеральные государства могут быть договорными и конституционными, централизованными и децентрализованными, разными по особенностям формирования (территориальными, национальными и комбинированными).

Самый интересный момент кроется в возможности создать так называемую «мягкую федерацию», субъекты которой имеют право на сецессию, то есть на выход из состава государства. Дело в том, что согласно нормам, отдельные части федеративного государства не имеют права быть участниками международных отношений, не выйдя из состава федерации. Так, к примеру, гипотетический субъект Федеративной Республики Украины Северное Причерноморье не сможет работать с Европейским союзом на уровне зоны свободной торговли без выхода из состава федерации.

ФЕДЕРАТИВНАЯ УКРАИНА

Федерацией какого типа лучше стать Украине, и стоит ли вообще отказываться от унитарности? Должны ли мы построить симметричное государство, как США, или придерживаться ассиметричного курса Бразилии? Необходима ли Украине децентрализация, как в Швейцарии? Или же мы сегодня нуждаемся в «мягкой федерации», чтобы, например, Донбасс мог вопреки евроинтеграционному вектору работать с Таможенным союзом? На данный момент можно точно сказать только одно – подобные детали определять еще рано, так как слова о сепаратизме/федерализме звучат на уровне концепций и идей. До реальных же действий пока дело не дошло.

Но уже на этом этапе мы видим конфронтацию мнений. Одни говорят, что Украина сегодня – лоскутное одеяло, и промышленность регионов, структура их экономик совершенно разная, как и язык, религия и культура. Например, народный депутат Украины Николай Левченко, в ходе своего выступления на заседании Донецкого регионального совета по вопросам взаимодействия местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, отмечал, что «мы никогда не сможем жить вместе, пока не решим каждый сам у себя, по каким правилам будем жить». Политик считает, что федерализм – путь для урегулирования сегодняшних конфликтов, который снижает цену на власть в Киеве и, соответственно, лишает смысла все столкновения с целью перевыборов.

Однако, далеко не все с ним согласны – кроме некоторых его «коллег по мандату», включая, например, парламентария Игоря Шкирю, которые считают, что федерализация не является выходом из нынешнего политического кризиса, с мнением Левченко не согласно также и руководство Донецкой области. Оно неоднократно за последние несколько дней высказывалось против федерализации и сепаратизма. Так, еще в январе председатель Донецкого областного совета Андрей Федорук отмечал, что Украина должна быть целостным и неделимым государством.

«Не в моей компетенции решать вопрос федерализации страны, но, исходя из Конституции Украины, я хочу сказать, что Украина – это унитарная страна с АР Крым. Я поддерживаю идею того, чтобы Украина была единой, но для этого нам необходимо сесть за стол переговоров и разговаривать не языком ультиматумов, а приходить к какому-то разумному компромиссу, потому что действия, которые происходят в западных регионах Украины, ничего общего с Конституцией Украины и с правопорядком не имеют», – заявлял он.

НАУКА ФЕДЕРАЛИЗМА

У представителей науки к этому вопросу подход несколько другой. Доктор философских наук, директор аналитической службы Николай Гаврилов, например, отмечает, что федерализация – вполне естественное усложнение любого простого организма, необходимое для его более жизнеспособного функционирования. При этом он отмечает, что фиксация разности регионов – необходимость, не имеющая ничего общего с процессами, во время которых государство «начинает рассыпаться».

«Это просто разное – как рука и нога. Федерализация – это нормально, это естественный процесс. И если есть хотя бы одна автономия, то это уже не унитарное государство. Никого не интересует сама идея, которая должна идти от реальности. От того, насколько народ созрел, и до чего он дозрел. Наше государство федеративное по определению – мы разные по культурам, по носителям духа… Кроме того, федерализация – одна из наиболее действенных нейтрализаций агрессии, которая идет со стороны оппозиции», – отмечает специалист.

Вопроса автономии одной из составляющих украинского государства коснулся и заведующий кафедрой международной экономики в ДонНУ, директор регионального филиала Национального института стратегических исследований в Донецке Юрий Макогон. Он отметил, что только этот факт сам по себе уже диссонирует с унитарностью Украины. Однако он также отметил, что применение понятия федерации в нашем случае все же не подходит.

«Федерализма в истории развития Украины, как в России, например, или Германии, никогда не было. И вот здесь, на наш взгляд, он только разрушит экономическую целостность и экономическую кооперацию. Этот путь будет не совсем верным. Либо должно быть много достаточно жестких привязок, либо необходимо добавлять “вертикали”. Но это, наверное, не путь развития. Таким образом – путь развития по принципу федерации не имеет исторических основ в развитии и становления нашего государственного механизма», – подчеркивает ученый.

Как бы там ни было, пока идеи федерализма в украинском государстве остаются политическим фантомом. Редкие и несмелые попытки лоббировать некоторыми народными депутатами тезисы федерации в Украине разбиваются о нынешнюю унитарность и идейную твердость государственного аппарата. Какая сложится ситуация в будущем, учитывая реалии нынешнего политического кризиса, сказать сложно. Но уже сегодня мы можем сказать точно – если смена формы государственного устройства и поможет решить внутренние проблемы страны (что, впрочем, в данных реалиях весьма спорно), то с внешними она справится уже не так эффективно.

Александр Перемот

«УРА-Информ.Донбасс», 12 февраля 2013 г.


Пресс-служба

Другие материалы по теме

РАЗВЕРНУТЬ / СВЕРНУТЬ