Поиск

Биография

Политическая деятельность

ОИО №52

Депутатские обращения

ВААП

Благотворительность

Архив материалов

Публикации в СМИ

И.Шкиря: «Мы не донецкие, мы новая сила!»

23 марта 2004 года

И.Шкиря: «Мы не донецкие, мы новая сила!»

Народный депутат Игорь Шкиря считает, что ради общего блага, которое должно заключаться в повышении конкурентоспособности страны, можно пожертвовать частными интересами.

Преждевременное президентство Януковича пророчат провокаторы

Корр. Принятие программы правительства повысило шансы Виктора Януковича стать единым кандидатом от партии власти? Многие наблюдатели говорят, что для такого шага есть уже все предпосылки.
И.Ш. Очень часто такие высказывания делаются для того, чтоб Януковичу сделать только хуже. Я ставил бы вопрос в иной плоскости - правительству было, что показать в качестве реальных достижений - рост ВВП и т.д. И то, что премьер подписался под новой программой, совсем не связано с избирательной кампанией.

Корр. И все-таки, почему власть не назвала единого кандидата?
И.Ш. Наверное, на это есть определенные причины и соображения. Я считаю, что это необходимо сделать как можно быстрее, потому что каждый день промедления увеличивает шансы на победу у оппозиционных кандидатов. Мне кажется, что Виктор Янукович был бы хорошим президентом Украины, и если центристы его выдвинут на этот пост, это будет правильное решение, но педалировать эту тему сейчас, значит мешать работе правительства.

Корр. Для части центристов Янукович, как кандидат в президенты более опасен, чем Ющенко, поэтому на парламентской трибуне говорят одно, а реально действуют против Виктора Федоровича. Какой выход из этой ситуации?
И.Ш. Вы меня провоцируете, поскольку даже в сути вопроса заложен подвох. Я не говорю, что согласен с вашим утверждением. Что значит, более опасен?

Корр. В плане перераспределения властных полномочий, сфер влияний в бизнесе...
И.Ш. Так мы что хотим, чтобы в Украине был слабый президент, которым можно манипулировать и решать свои задачи? Я считаю, что постоянное нагнетание угрозы со стороны "донецких", носит заведомо провокационный характер.

Корр. А какие, условно говоря, гарантии "донецкие" могут дать своим коллегам как из большевисткого лагеря, так и оппозиции?
И.Ш. А какие гарантии могут дать другие кандидаты? Какие вообще могут быть гарантии? Когда мы будем чересчур прагматично подходить к этим вопросам, то мы будем выбирать слабого президента.

Корр. Разве украинская политика дозрела до того, чтобы отношения выстраивались на доверии?
И.Ш. Украинская политика должна, наконец, стать патриотичной. Мы должны выбирать сильную власть, сильный парламент, сильного президента. Если мы все и вся будем проецировать на плоскость бизнеса и на личные корыстные интересы, то мы может быть, и не будем банановой республикой, но и европейской страной тоже не будем точно.

Фракция сказала "надо", депутат ответил "есть"

Корр. В начале марта в первом чтении был принят закон о пропорциональных выборах. В то же время, известно, что донецкая группа состоит в основном из мажоритарщиков, которые выступают против пропорционалки. Как объяснить такой диссонанс?
И.Ш. Я продолжаю выступать против, хотя и проголосовал "за" этот закон. Я отдал свой голос согласно решению фракции. Я могу спорить, высказывать свое мнение, но если команда приняла решение, то я ему подчиняюсь, в противном случае, ты вне команды. Наверное, это отличие "донецких". Кстати, мне лично не нравится, когда она говорят "вот донецкие, донецкие". Лучше уж нас называть "новой силой".

Корр. Но большинство мажоритарщиков против пропорционалки, как же получаются, что они сами "наступают на горло своей песни"?
И.Ш. Этот закон губительный для Украины. По крайней мере, он сейчас несвоевременный, поскольку у нас слабые политические партии. Сегодня мы идем на уступки под давлением коммунистов, социалистов и некоторых из большинства, а завтра получим парламент еще хуже этого. Он точно будем оппозиционным, и еще не факт, что между новым парламентом и президентом будет налажено плодотворное сотрудничество.

Корр. Вы считаете, что ваша "новая сила" не способна сформировать политическую партию, которая может победить в парламентских выборах?
И.Ш. Я считаю, что наша "новая сила" способна на очень многое, но сейчас конфликт между мажоритарщиками и представителями партий только обострился. Например, у меня были запланированы на эту неделю поездки на округ для общения с избирателями, а в Раде форсируют принятие закона о пропорциональной системе выборов. Как объяснить избирателям, что парламент принял изменения к регламенту и я, как человек представляющий их интересы, не могу встретиться с ними? Подобное хамское отношение было проявлено к избирателям всех мажоритарщиков. Это меня еще больше убеждает, что закон не нужно принимать. Мы за него проголосуем только в том случае, если будет поддержано предложение Богатыревой-Ларина о том, что партийный список будет формироваться от территориальных округов, а не из центра. Если же партийные списки будут формироваться централизовано, то следующая Верховная Рада на 90% будет состоять из киевлян, и проблемы регионов не будут учтены.

Корр. Наличие подобного конфликта каким-то образом скажется на окончательных сроках проведения политреформы?
И.Ш. Мы путаем политреформу с законом о выборах.

Корр. Но Вы же не будете отрицать, что успех политреформы находится в прямой зависимости от того, будет или не будет принят закон о пропорциональной системе выборов?
И.Ш. Это коммунисты поставили себя таким образом, что они проголосуют за изменение Основного закона, только после политреформы.

Корр. Но это же объективная реальность...
И.Ш. Да, это реальность, а заодно и шантаж. Оппозиция понимает, что если следующие выборы будут на смешанной основе, их депутатов в Верховной Раде будет гораздо меньше. Их партийные рейтинги падают, а в мажоритарных округах они неконкурентоспособны. Поэтому, для партий пропорциональный закон это вопрос жизни и смерти...

Корр. Так же, как и для мажоритарщиков, между прочим. Один прагматичный интерес против другого прагматичного интереса...
И.Ш. А где здесь избиратель? Мы говорим о прагматичных интересах партий, блоков.

Корр. Так ведь все политики искренне говорят об интересах избирателей... Давайте, все-таки вернемся к политреформе, которая зависит от проведения через Раду законопроекта по пропорционалке. Как может быть разрешен этот конфликт?
И.Ш. Я думаю, что будет найден компромисс, поскольку политреформа нужна. Нам необходимо сбалансировать отношения между ветвями власти.

Корр. Во время выступления Януковича с отчетом правительства перед Радой, Степан Хмара задал ему вопрос - зачем Януковичу ограниченные президентские полномочия, если можно взять все и так?
И.Ш. Да, Степан Хмара вообще не видит Януковича президентом, поэтому задавал его только для того, чтобы задать. Если ему нужны неограниченные полномочия президента, то пусть депутат Хмара сам баллотируется. И вообще, не надо подтрунивать над Януковичем, если будет принято решение центристскими силами в отношении премьера, он еще подумает, идти ему или не идти на пост президента.

Корр. Сколько времени осталось до момента, когда большинство "выкристализирует" из своих рядов человека способного бросить вызов Ющенко?
И.Ш. Мы говорили о январе, потом о феврале, потом о начале марта, поэтому, я совсем не удивлюсь, что решение еще затянется на какое-то время. Хотя, я твердо уверен, что решение надо принимать немедленно.

Корр. В законопроекте о выборах президента, который был принят в первом чтении, предусматривается уменьшение сроков избирательной кампании с 180 до 120 дней. На Ваш взгляд, это на руку провластному кандидату?
И.Ш. Ну, вот, опять вопрос о выгоде, а где же здесь интересы избирателя? Я думаю, что мы должны исходить из того, что во время кампании избиратель должен четко увидеть претендентов на президентский пост, а государство оптимально расходовать имеющиеся средства на организацию выборов. Поэтому, 120-150 дней вполне нормальный срок.

"Донецкие" тоже патриоты Украины

Корр. Политологи считают, что с проведением политреформы в Украине будет установлен, так называемый, режим корпоративной демократии, в котором властные полномочия будут распределены между крупнейшими финансово-политическим группировками. Вы согласны с этой оценкой? Политреформа каким образом будет способствовать консолидации политической элиты или же она сохранит имеющийся статус-кво?
И.Ш. Вы рассуждаете как бизнесмен, чересчур прагматично. Проще тогда вообще сказать, что Украина это акционерное общество с тремя акционерами в равных пропорциях. В политике так не бывает, поэтому и нынешний статус-кво вечным не будет. И тому масса причин - люди, которые представлены в тех или иных группах, задачи которые ставят перед собой эти группы и т.д. Поэтому, я считаю, что мы можем говорить о формировании интересов на краткосрочную перспективу, а на долгий период статус-кво невозможен. В Украине элита не сформирована до конца.

Корр. Сколько же она будет формироваться? Ведь стране уже 13 лет, а мы по-прежнему говорим, что у нас несформированная элита, отсутствует видение национальных интересов и т.д.
И.Ш. Украина - молодая страна, которая живет совершенно в иной эпохе, поэтому процесс формирование элиты будет продолжаться и пять, и десять, и двадцать лет. Подрастает новое поколение более амбициозное, незашоренное старыми догмами. Например, мое поколение, менее закомплексовано советской эпохой, но и мы все равно с ней связаны. Я был пионером, комсомольцем, в Советской армии служил и т.д. Это наложило свой отпечаток, а что говорить о людях, которые к моменту развала СССР 50-60 лет в нем прожили? Ведь сейчас именно эти люди принимают большинство важнейших решений в государстве. Вообще, чем выше у нашей элиты будет развито национальное самосознание, тем быстрее мы попадем в число наиболее развитых стран мира.

Корр. Есть определенный стереотип в отношении "донецких", который заключается в том, что, если Янукович станет президентом, то это якобы будет способствовать "продаже" Украины России. Вы же говорите о национальном сознании, как представитель Блока Ющенко...
И.Ш. Это группировка Ющенко, так хочет сегодня представить "донецких", как силу, заинтересованную в "геополитической продаже" Украины. Я же хочу заявить, что мы, прежде всего украинцы, и совсем не важно, кто из нас на каком языке говорит. Мы патриоты и хотим, чтобы бизнес в Украине активно развивался, а для этого нам нужны иностранные инвестиции и не только российские, но и европейские, американские, азиатские и т.д. А за них надо бороться, надо делать страну более привлекательной для внешнего мира.

Корр. В этом должен заключаться национальный интерес Украины?
И.Ш. Да, в повышении конкурентоспособности страны, через улучшение ее инфраструктуры, инвестиционной привлекательности и самое главное, конкурентоспособности простого украинца. Самый главный вопрос, который стоит перед отечественной элитой какой будет потребительская корзина у простых людей - триста гривень или две тысячи евро? Каким путем достичь подобных социальных результатов? Для этого есть бизнес, власть, которые вместе определяют пути развития страны.

Юрий Романенко.
Агентство деловой информации "Контекст", 23 марта 2004


Пресс-служба

Другие материалы по теме

РАЗВЕРНУТЬ / СВЕРНУТЬ