Поиск

Биография

Политическая деятельность

ОИО №52

Депутатские обращения

ВААП

Благотворительность

Архив материалов

Публикации в СМИ

Новый закон о выборах - прогресс или уступка?

1 апреля 2004 года

Новый закон о выборах - прогресс или уступка?

На прошлой неделе в Верховной Раде был принят новый закон о выборах народных депутатов на пропорциональной основе. Итак, что же мы будем иметь с 1 октября 2005 года (предполагается, что именно тогда принятый закон вступит в силу)? Своими размышлениями делится Игорь Шкиря, народный депутат Украины, член фракции Регионы Украины.

- Игорь Николаевич, Верховная Рада утвердила закон о выборах народных депутатов на исключительно пропорциональной основе. В чем принципиальное отличие нового закона от прежнего?
- Главное его отличие в том, что теперь народные депутаты будут выбираться по избирательным спискам кандидатов в депутаты от политических партий. Это означает, что мажоритарных выборов больше нет, а стало быть, не будет депутата в привычном понимании избирателей, то есть человека, работающего по определенному округу, решающего проблемы конкретных людей, отдавших за него свои голоса. Мое мнение - закон этот преждевременный. Кому-то очень нужно было быстрее его протолкнуть. Лично я считаю, что он не будет полезным для нашей страны, но, учитывая, что я член команды, партийная дисциплина обязала меня проголосовать за него в обоих чтениях. Само собой, партии теперь будут больше влиять на жизнь в стране, решать кадровые вопросы. В этом есть положительный момент, так живет практически весь цивилизованный мир: партии борются за власть, конкурируют между собой. Но у нас еще слабые партии, малый процент людей охвачен этими партиями. Вместе с тем могу предположить, что парламент 2006 года будет хуже нынешнего. Почему? Прежде всего потому, что принцип формирования партийных списков будет достаточно кулуарным, закрытым, может, даже коррумпированным. Парламент будет хуже еще и потому, что в него станет проще пройти оппозиционерам - и левым, и правым, и популистам. Ведь для людей совсем не одно и то же - выбирать конкретного человека или выбирать какую-то программу. А при плохой жизни - чего греха таить - часто люди готовы верить и популистам, и болтунам.

- Что же побудило нардепов принять закон о выборах, к которому, оказывается, не все готовы?
- К сожалению, большинство вынуждено было пойти на уступки левым во имя принятия поправок к Конституции. Коммунисты откровенно заявили, что, если не будет закона о выборах, они не будут голосовать за изменения в Конституции. Однако я буду не очень удивлен, если наши уступки по пропорциональному закону не принесут конституционных изменений. Единственное, что утешает, это то, что наша партия Регионы Украины на сегодня одна из самых мощных и узнаваемых. Я убежден, что на следующих выборах нам удастся набрать 15%, что позволит иметь такую же фракцию, какую мы имеем сегодня. Но смогут ли другие центристские партии попасть потом в парламент с достаточным количеством депутатов? В этом я сомневаюсь. Вот почему я считаю, что закон преждевременный.

- Почему за этот закон больше всего боролись коммунисты, социалисты?
- Этот закон можно назвать их лебединой песней. Ведь влияние левых на умы людей резко ослабевает. Сегодня народ более склонен доверять прогрессивным партиям центристского толка. Поэтому для оппозиционных партий пропорциональный закон - единственный шанс выжить. Соответственно, протащить пропорционалку было их главной задачей.

- Следующий важный шаг - проведение политреформы. Что нового внесет она в работу парламента?
- Если политреформа будет принята, нас ожидает перераспределение полномочий всей власти. Больше функциональных возможностей станет у парламента: он будет назначать не только премьер-министров, но и министров. Возрастут полномочия Кабинета министров и премьер-министра. Они получат больше возможностей из тех, что ранее были только у президента. Меньше властных функций станет у президента. Точнее, его полномочия станут более представительскими, как это принято во многих других странах. Кабмин, в свою очередь, получит большее влияние на экономику Украины. Надеюсь, что благодаря этому мы получим четкую, ответственную власть без демагогии, а также перекладывания обязанностей друг на друга.

- Каким образом новый закон отразится на избирательных правах граждан?
- Конституционно - никоим образом. До недавнего времени благодаря смешанной системе гражданин мог выбирать и своего депутата, и голосовать за какую-то партию. Теперь избиратель сможет голосовать только за партии, лишившись депутата, который есть сейчас в любом из 225 округов Украины, к которому можно обратиться для решения каких-то конкретных вопросов - экономических, социальных. Конечно, и сегодня не все депутаты-мажоритарщики одинаково хорошо занимаются своими округами. Есть и такие, которых после окончания кампании избиратели больше не видели. Но представьте, что произойдет, когда будет создан новый парламент на партийной основе... К кому тогда обращаться, условно говоря, пенсионерке из поселка Гродовка, расположенного в моем округе? Вот в чем проблема. К тому же состав парламента - в этом я уверен - будет на 90% состоять из киевлян.

- Чем это реально грозит регионам?
- Оттоком людей, готовых брать на себя ответственность за решение конкретных дел. И готовиться к этому следует сегодня, увеличивая полномочия местных советов (районных, городских) с предоставлением им права самостоятельно формировать бюджет. В связи с этим, я думаю, логично было бы нам самим выбирать руководителей сельских районов, а также избирать губернаторов. Это позволит местному самоуправлению работать в полную силу и быть полностью демократичным.

Наталья Столповская Донецкие новости, № 665 от 01.04.2004


Пресс-служба

Другие материалы по теме

РАЗВЕРНУТЬ / СВЕРНУТЬ