Поиск

Биография

Политическая деятельность

ОИО №52

Депутатские обращения

ВААП

Благотворительность

Архив материалов

Публикации в СМИ

О коммунальной реформе

7 апреля 2005 года

О коммунальной реформе

Александр КОЛОДИЙ: Человек давно перестал жить в пещерах, правда условия, в которых порою оказываются жильцы, заставляют в этом усомниться. Тема жилищно-коммунального хозяйства всплывает каждый раз во время политических кампаний, и также благополучно затухает, видимо до следующих выборов.

Конечно, это лишнее доказательство того, что жилищные вопросы волнуют всех. Сколько должна составлять плата за коммунальные услуги, и главное, когда, наконец, кто-то начнет отвечать за нерасчищенные дороги, отсутствие воды, лопнувшие трубы и холодные батареи.

Все мы жители, и ежедневно сталкиваемся с подобными проблемами во дворе, на улице и в собственной квартире. Чтобы обсудить эти вопросы, мы пригласили сегодня в студию главу госкомитета по жилищно-коммунальному хозяйству Алексея Кучеренко, народных депутатов Игоря Шкирю, Василия Надрагу, Василия Комова депутата Киевсовета. Большое спасибо за то, что согласились прийти в столь поздний час. Ну что ж, самое большое опасение – устойчивая апатия населения, не так ли, Алексей Юрьевич? Вроде, с одной стороны, платим за услуги, но должного качества не получаем. Что делать?

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): Безусловно, это очень серьезная проблема, и более того, я б хотел сказать, что на сегодня она не носит чисто экономического характера, это проблема социально-политическая. На самом деле, если провести любой социологический опрос, то, я убежден, что есть три основных приоритета, которые сегодня выделило бы подавляющее большинство жителей Украины. Это борьба с бедностью, борьба с коррупциею и построение партнерских отношений именно с жилищно-коммунальным сектором. Там, где у нас проходит большая и лучшая часть жизни.

Александр КОЛОДИЙ: Вы говорите, что это социально-политическая проблема, но как раз таки, по-моему, в сфере экономики лежат основные проблемы, потому что люди платят, но не получают, они хотят получать.

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): Я хотел бы сегодня сказать, во-первых, нужно разобраться, что люди платят и как люди платят. Действительно, во многих регионах платежная дисциплина достаточно подтянута. Но сегодня мы констатируем одно: что уровень тарифов, то есть, собственно, цена за те услуги, которые предоставляются людям далеко, иногда в несколько раз, не соответствует реальной их себестоимости.

Мы с вами понимаем, что не нужно быть супер-экономистом, чтобы, так сказать, предсказать, что отрасль приходит в запустение, отрасль разрушается, и эти проблемы только накапливаются.

Александр КОЛОДИЙ: Значит, вы считаете, что тарифы должны быть гораздо выше?

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): Я считаю, и убежден, что эту мысль поддержит любой здравомыслящий гражданин нашей державы, что тарифы должны отвечать реальным затратам.

Александр КОЛОДИЙ: Хорошо, понятно. Поддерживаете ли вы такую мысль?

Василий НАДРАГА (Народный депутат Украины, фракция Народной партии): Я хочу сказать только одно: то, что было названо, как три приоритета для населения, то я бы и третью позицию назвал, как борьба за жилищно-коммунальные услуги. Только тут есть две составляющие, два участника – одни, кто потребляет эти услуги, а вторые, кто их производит. Поэтому ответ нужно искать в состоянии не только в том, каким образом заставить население, чтобы оно платило, или по какому закону заставить платить, а еще нужно посмотреть какие услуги предоставляются.

Потому что на сегодняшний момент, я вот как мажоритарщик постоянно веду прием граждан, для того, чтобы доказать, что у тебя в квартире не было тепла и это не надо оплачивать, человек свихнется, пока дойдет до этого, пока он соберет все эти акты, пока он докажет, что он не должен платить за неполученные услуги.

Александр КОЛОДИЙ: Вы согласны? Политики согласятся повышать эти тарифы или нет?

Василий НЕДРАГА (народный депутат Украины, фракция Народной Партии): Вот я вам могу сказать только одно: мы, когда обсуждали у нас в Верховной Раде, я говорил о том, что у нас акцент законодательный сегодня стоит на том, как заставить население платить, и абсолютно отсутствует акцент на том, как заставить тех, кто должен поставлять эти услуги.

У нас сегодня половина питьевой воды идет непроизводственные потери, то есть население получает только половину из того, что производят водоканалы. Но люди вынуждены за счет тарифов оплачивать все сто процентов произведенной воды. И поэтому я думаю, что мы сегодня должны говорить не только о том, как надо оплачивать, но и о том, как надо поставлять.

Александр КОЛОДИЙ: Я понял вашу позицию.

Игорь ШКИРЯ (народный депутат Украины, фракция «Регионы Украины): Я согласен с Василием, и могу поддержать, что из тех встреч, которые я провел на округе, более 70% вопросов, с которыми обращаются ко мне граждане, это вопросы, касающиеся жилищно-коммунальной сферы.

И я ознакомился с первым интервью пресс-конференции господина Кучеренко и там было очень много сказано о необходимости большего собирания средств в жилищно-коммунальной сфере. Но там практически ничего не было сказано о мониторинге того, из чего состоит себестоимость коммунальных услуг, проводятся ли тендеры, насколько они открыты и прозрачны, как сегодня декларирует власть, и много-много других вопросов. Реформирование кадрового, реформирование технологичного и так далее.

Александр КОЛОДИЙ: Ну, смотрите, с начала года вступил в силу закон о жилищно-коммунальных услугах. Соответственно теперь все полномочия по формированию тарифной политики передаются органам местного самоуправления, то есть в города и районы. В Киеве на сегодняшний день тарифная политика какая? То есть насколько соответствует уровень коммунальных платежей качеству тех услуг, которые получают люди? Киев не бедный город.

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): Я попытаюсь ответить, хотя безусловно, мне кажется, лучше всего об этом спросить депутата, коллегу. Но в общем и целом, я скажу, что на сегодня в Киеве тарифы не покрывают их себестоимость, но к счастью для киевлян опять-таки, учитывая специфику экономики Киева, городской бюджет находит возможность компенсировать.

Александр КОЛОДИЙ: Киевсовет будет повышать тарифы?

Виталий КОМОВ (депутат Киевсовета): Я думаю, что нет.

Александр КОЛОДИЙ: Почему?

Виталий КОМОВ (депутат Киевсовета): Потому что сегодня население даже в Киеве имеет среднюю зарплату где-то порядка 700 гривен, это деньги, которые необходимы для того, чтобы обеспечить первые потребности жизненные, а уже все остальное человек просто не может покрыть эти расходы.

Александр КОЛОДИЙ: Ну хорошо, а не проще ли, может быть, потребителям заключать прямые договора. То есть в сознании очень многих ЖКХ это некий посредник, выступающий между водоканалом, энергетиками ну и так далее, то есть пример западных стран говорит, что человек напрямую заключает эти договора, а здесь все идет через ЖКХ.

Игорь ШКИРЯ (народный депутат, фракция «Регионы Украины»): Александр, это не решит проблемы в данном случае. Вот в моем округе в городе Дзержинске средняя заработная плата 700 гривен. На сегодняшний день, в последний месяц собираемость 100%, и средств не хватает для того, чтобы покрыть все затраты, которые несет ЖКХ. Так здесь вопрос. Я думаю, что мы должны реформировать эту сферу. Она сегодня является наименее рыночной, наиболее закрытой, наиболее корумпированой. Я думаю, что новому руководству как раз на это нужно обратить внимание.

Александр КОЛОДИЙ: Что значит реформировать?

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): Ну давайте для того, чтоб мы говорили на одном языке, и чтоб народные депутаты, уважаемые мажоритарщики, я сам когда-то был мажоритарщиком, чтобы мы корректно, я не имею в виду, что мы уже перешли в сферу некорректную, но чтобы мы действительно вникли, о чем мы говорим, то давайте все-таки поговорим.

Первое. Есть жилищно-коммунальная отрасль. Это водоканалы, это системы теплоснабжения, это системы водоотведения. И есть надстройки, которые действительно как бы между жильцами и этой отраслью собирают средства и распределяют эти средства. Что касается отрасли. Вообще говоря, мы попали в замкнутый цикл. Отрасль в очень плохом техническом состоянии. В первую очередь это водоснабжение. Действительно в некоторых регионах, в Крыму, до 60 – 70% потери воды. Соответственно экономики нету, соответственно, тарифы должны быть большими, соответственно не может быть обеспечена полная собираемость тарифов.

Александр КОЛОДИЙ: Что вы предлагаете?

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): Мы сегодня говорим, что есть благодаря депутатам, благодаря работе комитета, я не говорю сейчас о себе, я говорю о своем предшественнике, который три года возглавлял этот комитет с тех пор, как он был создан в 2002 году, принята процентов на девяносто нормальная прогрессивная законодательная база, которая на сегодня создает все условия и для конкурентной среды, и для привлечения инвестиций для того, чтобы эти отношения действительно отрегулировать.

Сегодня весь центр перемещен на места. В первую очередь именно на городские советы и на уровень городских голов. Но самая большая ошибка сегодня со стороны государства, что есть некоторые подходы такие, опасность избавиться полностью от этой проблемы и сказать, что сегодня полностью без господдержки мы можем перейти в рыночные отношения. Я с этим категорически не согласен и отстаиваю на любом уровне. Но есть и вторая проблема. Не до конца еще население поняло основной тезис, что оно должно стать партнером отрасли.

Александр КОЛОДИЙ: Что это значит?

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): Вот мы с вами партнеры. Я у вас что-то покупаю. Я должен понимать, что я у вас покупаю, какова мера вашей ответственности, какова мера моей ответственности.

Александр КОЛОДИЙ: То есть, другими словами, вы предлагаете чтобы население больше платило как бы за услуги.

Алексей КУЧЕРЕНКО(председатель Госкомитета по ЖКХ): Я предлагаю, я в этом убежден, что необходима психологическая перемена климата в головах населения Украины. Им необходимо просто вникнуть в ту нормативную базу и научиться защищать свои интересы. В частности то, о чем говорит коллега. Если вам не поставляется тепло, есть все механизмы заставить провести перерасчет и в счет будущих платежей обеспечить поставку. Более того, есть опыт в Киеве, когда на десятки миллионов перепроизвели, в Запорожье.

Александр КОЛОДИЙ: Хорошо, я понял. Я, с вашего разрешения, приведу один пример. Опять же опыт Франции, когда в доме установлен счетчик, и если вода горячая подается ниже определенной температуры, то этот счетчик не считает эту воду горячей, понимаете? То есть в итоге человек не платит за горячую воду. А у нас, независимо от того, горячая вода или холодная.

Алексей КУЧЕРЕНКО (Председатель Госкомитета по ЖКХ): Вы абсолютно правильно сказали: в доме установлен счетчик. Но для этого его нужно установить. К сожалению, у нас сегодня всего лишь процентов на двадцать пять решена проблема со счетчиками.

Александр КОЛОДИЙ: Так у нас же сами коммунальщики …

Игорь ШКИРЯ (народный депутат Украины, фракция «Регионы Украины»): Теплосети препятствуют зачастую установлению, они не заинтересованы в установлении счетчиков. Это то, о чем я говорил – непрозрачность.

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): Они зачастую не заинтересованы, точно так же, как и газовики. Я полностью согласен с вами согласен.

Игорь ШКИРЯ (народный депутат, фракция «Регионы Украины»): Скажите пожалуйста, я могу задать вопрос? Скажите, где можно в ближайшее время увидеть перечень тендеров, которые будут объявлены в коммунальной сфере по воде, по теплу, и каким образом комитет собирается прозрачность…

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): Глубоко уважаемые господа товарищи мажоритарщики, я хочу еще раз вас призвать – почитайте нормативную базу. К сожалению, на меня в последнее время обрушился поток писем депутатов- мажоритарщиков, которые преддверие выборов любую жалобу Иванова – Петрова – Сидорова на счетчики или еще на что переправляют в Госкомитет. Это все компетенция мэров и городских советов.

Василий НАДРАГА (народный депутат Украины, фракция Народной партии): Я вот считаю, что все-таки к большому сожалению сегодняшний наш разговор говорит о том, что мы страна и общество, любящее жить в эпоху мифов. Вот мы придумали миф, как решить жилищно-коммунальную проблему, каждый по-своему, и мы сейчас слышим. Вот мы сейчас говорим «все отдали на места». Ну это ж лукавство. Если местный бюджет на 90% состоит из зарплаты бюджетников, медикаментов неполностью и каких-то чуть-чуть маленьких кусочков на жилищно-коммунальные вопросы.

Виталий КОМОВ (депутат Киевсовета): И с повышенными заработными платами, кстати сказать.

Василий НАДРАГА (народный депутат, фракция Народной партии): И это нулевой вариант. Можно я закончу, коллега?

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): Вы задали вопрос про тендер, а сейчас говорите про другие вещи.

Василий НАДРАГА (народный депутат Украины, фракция Народной партии): Я тогда обращаюсь к ведущему. Давайте устанавливать регламент, потому что если не дают один одному сказать, то это уже…

Александр КОЛОДИЙ: Давайте я возьму на себя право в данном случае прервать вас всех и задать вопрос депутату Киевсовета, что конкретно в Киеве делается для реформирования ЖКХ? Что вы предлагаете конкретно в столице сделать для того, чтобы услуги отвечали той плате, которая на сегодняшний день существует, или возможно повысить плату?

Виталий КОМОВ (депутат Киеврады): Я хочу сказать, что была фраза Алексея Юрьевича о том, что необходимо работать с населением для того, чтобы население было готово само контролировать ту ситуацию, которая происходит в жилищной сфере. Это очень важный момент. И кстати говоря, когда мы говорим о самоуправлении, там же не только дается право быть самоуправляемым, но и отслеживается, могут ли эти люди сами осуществлять функции самоуправления. Это очень важный момент. На сегодняшний день население не готово к тому, чтобы самим контролировать ситуацию и создавать такие органы, которые их бы защищали и управляли бы теми территориями, домами и жилищно-коммунальной сферой, в которой живут.

Александр КОЛОДИЙ: Речь идет о частных ЖЭКах, о каких-то других структурах?

Виталий КОМОВ (депутат Киевсовета): Нет, одна из серьезнейших проблем сегодня состоит в том, что нас обслуживают ЖЭКи, а ситуация с ЖЭКом какова? Человек платит эксплуатационные расходы каждый месяц, независимо от того, какие услуги произвел ЖЭК. Это говорит о том, что уже конец стимулу для работы. В таком случае мне приходит бумага, по которой я должен оплатить эксплуатационные расходы.

Александр КОЛОДИЙ: Я предлагаю следующее, и это во всем мире так: каждый дом должен иметь хозяина. Каждый дом.

Василий НАДРАГА (народный депутат, фракция Народной партии): Когда мы говорим о том, что нужно делать, то я хотел бы закончить свою мысль, когда начинал о мифах. Так вот миф является следующим: население должно само ходить и отдавать деньги. Нет, дорогие мои. Должна существовать система, только система должна существовать не так, что есть один монополист, который пришел и сказал: «Я буду воду поставлять» или «Я буду отвечать только за крышу вашего многоэтажного дома».

Должна быть конкуренция, должна политическая воля исполнительной власти в данном случае. Вопрос упирается в следующее. Сегодня есть законодательная база, согласно этой законодательной базе исполнительная власть должна сделать элементарную вещь – проявить политическую волю, чтобы жилец, получая коммунальные услуги, мог выбрать.

Александр КОЛОДИЙ: Я понял, все понятно. Давайте дадим возможность ответить.

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): Мы говорим об одном и том же, только мы акценты чуть-чуть неправильно расставляем. То, о чем говорит мой старый товарищ Виталий Комов. Для того, чтобы на одном языке разговаривать с населением, как потребителем услуг, как партнером, действительно нужно пройти эту фазу объединения, потому что очень сложно конкретно в каждой квартире объяснить в чем собственно заключаются обязанности жильцов, и в чем заключаются права жильцов. В чем заключаются права всех субъектов этой цепочки.

Что касается обязательств государства по реформированию. Я еще раз хочу повторить то, о чем говорил ранее. Я отстаиваю на каждом уровне, начиная с премьер-министра, что невозможно сегодня всю ответственность переложить на городские советы, на городские бюджеты. Государство должно определиться, в чем на сегодня государственная поддержка и источники финансирования, потому что никакое реформирование без денег осуществить нельзя.

Александр КОЛОДИЙ: Сколько в бюджете заложено сегодня на поддержку этой отрасли?

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): На сегодня заложено в общем около 450 миллионов, но к сожалению, тратиться они будут не на реальное реформирование, а на латание дыр.

Александр КОЛОДИЙ: Сколько реально нужно, какой дефицит примерно?

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): На самом деле речь идет о миллиардах гривен, общей оценки средств инвестиционных, которые необходимы для реформирования этой системы условно за 10 – 15 лет, это 20 – 30 миллиардов гривен.

Александр КОЛОДИЙ: Я понял.

Игорь ШКИРЯ (народный депутат, фракция «Регионы Украины») : Я не согласен с доводом коллеги о том, что люди не готовы сегодня к партнерским отношениям. Если мы говорим о партнерстве в этой сфере, то тогда оно должно быть обоюдным. Сегодня если есть предприятие-монополист водоканал, теплосеть, я не плачу за тепло, или мой сосед не платит, - приходят и полностью выключают весь дом.

Я живу в Киеве в Печерском районе, у меня всю зиму было холодно. Я никому не жалуюсь, потому что знаю, что это бесполезно. Поэтому в этой сфере огромное количество проблем. Но самое главное, я еще раз повторюсь, это закрытость сферы. Скажите пожалуйста, где сегодня можно увидеть затраты, кто покупает, что покупает, каким образом подрядчики берутся. Это вопрос.

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): Закупка осуществляется конкретными предприятиями на тендерных условиях. Эти предприятия принадлежат сегодня территориальным громадам, это коммунальная собственность. Киева, Печерского района, Запорожья, Харькова. Госкомитет задает правила игры.

В том, что на сегодня это достаточно темная сфера, я в этом с вами абсолютно не собираюсь спорить. Я не собираюсь становиться на примитивную позицию, защищать интересы отрасли и говорить, что там все в порядке. Нет, на сегодня я вижу проблему основную психологическую в том, что население видит врага в отрасли, отрасль соответствующим образом поддерживает и по субъективным и по объективным причинам этот имидж.

Не задача это сломать, но почему нам так важно, чтобы люди научились объединяться? Мы очень примитивно и неправильно провели приватизацию жилого фонда. Мы разрешили приватизировать квартиры, но дома у нас повисли в воздухе. Подъезды, крыши, чердаки. И что мы имеем на сегодня в многоквартирном доме? Двадцать, сорок, восемьдесят владельцев приватизированных квартир, и абсолютно не понятно чей это дом. Дом этот на балансе района, район выставляет этот ЖЭК, который стал врагом этих жителей. И то, что вы сегодня сказали, я не могу вас поддержать, что вы ни к кому не обратились. Да вы обязаны были своему помощнику поручить и отсудить.

Александр КОЛОДИЙ: Вот по многоквартирному дому, эта ситуация часто встречается. В этом случае что делать, ну да, провалилась там крыша.

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): Мы на сегодня предложили то, что давно прошел весь мир: объединиться в общества совладельцев многоквартирных домов, которые смогли бы принять, смогли бы стать управленцем вот этого дома и определиться. Дальше это общество, это юридическое лицо, которое существует сегодня во многих городах, а в некоторых уже по 90% домов таких стали, это юридическое лицо может заключить договор на установку домового счетчика, может заключить лизинговый договор на установку поквартирных счетчиков. И мы переходим уже в разряд экономики.

Василий НАДРАГА ( народный депутат, фракция Народной партии): Я хочу сказать, чтобы тут не было больших иллюзий, на предмет того, кто такие депутаты-мажоритарщики. Я бывший председатель райисполкома. И когда мы говорим о коммунальном хозяйстве, я говорю, как человек, который знает это только потому, что ко мне на прием приходят люди. Я могу сказать со всей ответственностью, к большому сожалению, с 98 года, когда я перестал быть заместителем председателя райисполкома, ситуация не изменилась. У нас в обществе и в государстве отсутствует единая государственная программа по реформированию ЖКХ. У нас нет ни сроков, ни ответственных, ни финансов под это. У нас есть просто разговоры. Надо куда-то идти. Куда?

Александр КОЛОДИЙ: Ну давайте возьмем конкретный вопрос. Почему не предусмотрена, к примеру, обязательная установка тех же счетчиков. Я потребитель, я плачу и хочу платить конкретную цифру за воду, за газ, еще за что-то. Почему сегодня не решить этот вопрос, чтобы не было какой-то эфемерной цифры потребления воды, газа и так далее.

Василий НАДРАГА (народный депутат, фракция Народной партии): Кому это выгодно?

Александр КОЛОДИЙ: Я думаю, что в первую очередь потребителю.

Василий НАДРАГА (народный депутат, фракция Народной партии): А производителю невыгодно, дорогой мой человек. Кому выгодно доказать, что ты 50% воды выливаешь в канализацию, а жильца заставляешь платить за то, что не дошло до его квартиры.

Алексей КУЧЕРЕНКО: Самый большой вопрос все-таки, кто должен устанавливать эти счетчики. И на сегодня наверное есть смысл устанавливать счетчики всем жильцам дома, потому что, если половина владельцев квартир установит, а половина нет, то поверьте мне, что они не договорятся, они опять перейдут к экономическим отношениям. С точки зрения того, что нет программы, я еще раз хочу сказать, вы принимали в 2004 году 23 июня достаточно нормальную разумную программу. Она соответствует на сегодня серьезным стандартам. Я не говорю западноевропейским, но по крайней мере очень реалистическая программа. Вот то, что нет источников финансирования, и то, что любой процесс без финансирования невозможно провести, в этом я с вами согласен.

Игорь ШКИРЯ (народный депутат, фракция «Регионы Украины»): Виной всему прежде всего монополизм этих поставщиков коммунальных услуг. Если вы покупаете мобильный телефон, UMC или Киев-стар предоставляет акцию – телефон за одну гривну. Потому что они заинтересованы в увеличении потребителей своих услуг. Почему бы теплосетям и водоканалам самим не установить эти счетчики и не обязать государство их установить в кратчайшие сроки. Они прежде всего не заинтересованы в этом, потому что будет прозрачный учет их реальных услуг. Первое. Попробуйте произвести счетчик и продать его на рынке. Вы не сумеете его продать, потому что есть производители-монополисты, и цена этого счетчика сумасшедшая.

Александр КОЛОДИЙ: Ну посмотрите, по свету же счетчики стоят у всех.

Василий НАДРАГА (народный депутат, фракция Народной партии): С другой стороны счетчик по воде каждые два года нужно жильцу за свои деньги снимать, нести к коммунальщикам и за свои деньги, чтоб они его апробировали и опять подтвердили, и это не одна и не две гривны. Дорогие мои, мы создали систему, в которой на сегодняшний момент человек, желающий перейти на учет получаемых услуг через счетчик, экономически не заинтересован. Потому что по факту он остается голым и босым через два года.

Александр КОЛОДИЙ: Хорошо. С другой стороны западный опыт подсказывает, что как раз таки поставщики и воды и энергии сами в свои расходы включают эти счетчики, сами ставят, сами чистят и это не кладется на плечи потребителя.

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): На самом деле, вы поймите, все ложиться в конечном счете на плечи потребителя, и не надо быть идеалистом. Другое дело, что у них есть доступ к дешевым кредитным ресурсам, и они просчитывают. Установка любого счетчика, это локальный микро-инвестиционный проект с окупаемостью полгода – год. На самом деле это сверхрентабельный бизнес.

Александр КОЛОДИЙ: Вы назвали цифру в 450 миллионов гривен, которые заложены в бюджете на эту отрасль. А насколько возможно привлекать сейчас сюда инвестиции, и на какой основе это может быть вообще?

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): Привлечение инвестиций это самый главный приоритет, который на сегодня стоит для отрасли. Инвестиции не могут прийти в убыточный бизнес. Там, где есть убытки, туда инвестиции не придут.

Игорь ШКИРЯ (народный депутат, фракция «Регионы Украины»): И непрозрачный, кстати.

Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): И непрозрачный. Не совсем я с вами согласен, в монопольный может прийти. То что касается монополии, это отдельная тема. Во многом я согласен с народным депутатом. Но опять, надо различать природную монополию – трубу. Она вот одна есть и она будет всегда одна. А другое дело, право доступа равного. Что касается инвестиций. Первый тезис – бизнес должен быть неубыточным. Для того, чтобы он был неубыточным, тарифы должны покрывать себестоимость, включать какую-то инвестиционную составляющую.

Василий НАДРАГА (народный депутат, фракция Народной партии): Я хотел бы сказать, мы говорим очень многое. Вот сегодня четыре участника разговора плюс наш уважаемый ведущий. Скажите пожалуйста, мы так много говорим о том, что хотим реформировать. Если у нас государственная программа, в которой написано когда или к какому сроку в этой стране, не в Киеве, не в Луганске, не в Донецке, а в этой стране будет решена проблема учета теплоносителя, который получает каждый жилец; к какому сроку, на какую дату будет учет воды, которую получает жилец. Когда и кто что будет делать для того, чтобы мы сказали, что мы реформируем. Мы не говорим, мы реформируем. Сегодня законодательно можно многое еще заговорить.

Александр КОЛОДИЙ: Парламент что-то делает в этом направлении?

Василий НАДРАГА (народный депутат, фракция Народной партии): Парламент сделал, и даже исполнительная власть сейчас говорит, что есть база. Так дорогие мои, дорогая исполнительная власть, проявите политическую волю и напишите то, что нужно и что даст возможность и депутату и руководителю Госкомитета и обычному жильцу понять когда, в какие сроки он будет жить в цивилизованных отношениях с поставщиками коммунальных услуг.

Александр КОЛОДИЙ: У нас завершается время в эфире, поэтому, пожалуйста, финальные фразы каждый из вас.

Игорь ШКИРЯ (народный депутат, фракция «Регионы Украины»): Еще один вопрос: может быть и нужно повышать тарифы, но их нужно повышать только тогда, когда доходы населения будут позволять это повышение. А за последние месяцы рост цен на всех рынках Украины опережал рост доходов. Впервые новая власть с приходом вот три месяца дисбаланс, который был до этого много лет изменился. И сегодня мы не имеем права говорить о повышении цен, нас не поймут люди.

Александр КОЛОДИЙ: Опять получается замкнутый круг, я понял.

Алексей КУЧЕРЕНКО: Что касается программы. Я еще раз хочу повторить, помните, Ленин когда-то сказал «Есть такая партия». Вот я говорю, есть такая программа, она просчитана, она на период с 2004 по 2010 год. Там все четко по этапам расписано. В чем основная проблема? Неправильно мы тратим средства на эту программу. У нас сегодня абсолютно правильная позиция правительства. Когда оно говорит, что дорогие наши территориальные громады, берите кредиты, привлекайте инвесторов и наводите порядок сами, но мы готовы вам помочь. Так вот я вижу государственную поддержку и целевое распределение этих государственных средств в том, чтобы стимулировать вот эти кредиты в виде компенсации процентов, в виде каких-то других адресных конкретных программ. А средства, к сожалению, сегодня тратятся чуть-чуть по-другому. Письмо депутата – почему 450 миллионов? Потому что 225 округов умножить на два миллиона. Письмо депутата – конкретно, там водопровод, там вода, там крыша и все это вместе. Мы латаем эти дыры, но мы не решаем эту проблему. Вот в чем горе ситуации.

Василий НАДРАГА (народный депутат, фракция Народной партии): Я думаю, что суть проблемы заключается в следующем: мы должны понять, что не надо показывать пальцем один на одного. И те 450 миллионов, которые дали, они опять же по согласованию с депутатами и местной властью направляются. И поэтому сегодня вопрос упирается в одно – нужна политическая воля, для того, чтобы взять и заняться реорганизацией ЖКХ.

Александр КОЛОДИЙ: На этой оптимистической ноте я позволю завершить эту программу. Напомню, что сегодня мы говорили о ЖКХ и я с удовольствием еще раз представлю гостей. Это Алексей Кучеренко, глава Госкомитета по ЖКХ, народные депутаты Игорь Шкиря и Василий Надрага и депутат Киевсовета Виталий Комов. Алексей КУЧЕРЕНКО (председатель Госкомитета по ЖКХ): Я хочу вам пожать руку, абсолютно правильно вы сказали, что нужна политическая воля, мы полностью вас поддерживаем.

    Интер, 7 апреля 2005 г , "Подробности из первых уст", 22.45
 


Пресс-служба

Другие материалы по теме

РАЗВЕРНУТЬ / СВЕРНУТЬ