Поиск

Биография

Политическая деятельность

ОИО №52

Депутатские обращения

ВААП

Благотворительность

Архив материалов

Публикации в СМИ

Оборот теневого рынка автоперевозок — около 10 млрд грн

20 декабря 2012 года

Оборот теневого рынка автоперевозок — около 10 млрд грн

Пассажирские автоперевозки в Украине активно развиваются – этот рынок и по количественному, и по финансовому показателю уже в несколько раз превышает железнодорожного монополиста «Укрзализныцю». Но на сегодняшний день около 30-40% рынка автоперевозок находится в тени, его оборот – около 10 млрд грн., с которых не выплачиваются налоги в государственный бюджет.

Иногда грань исчезает

Объем нелегальных перевозок существенно отличается в разных областях, его доля больше в Киеве и прилегающих регионах по сравнению с другими. Дело в том, что «нелегалы» работают только на рентабельных маршрутах, например, Киев – ближайшие областные центры, между крупными областными центрами. Они сформировали на этих направлениях параллельную маршрутную сеть, которая стала альтернативной легальным перевозкам.

Это вынуждает «белых» перевозчиков также уходить в тень, потому что иначе они не выдерживают конкуренции ни по пассажиропотоку, ни по ценам на билеты. А государство, мягко говоря, не особо борется с «нелегалами».

От деятельности нелегальных перевозчиков страдают в первую очередь те компании, которые работают в законном поле – ведь они несут социальные нагрузки, обслуживая нерентабельные сельские маршруты и занимаясь перевозками льготных пассажиров.

Выйти из тени без повышения цен

Основополагающий документ для отрасли – Закон Украины «Об автомобильном транспорте» – сильно устарел. Сейчас Всеукраинская ассоциация автоперевозчиков и Министерство инфраструктуры готовят его новую редакцию с учетом европейского опыта регулирования в сфере автомобильного транспорта. Недавно парламентом был принят законопроект, по которому Укртрансинспекция и ее территориальные органы во время проведения проверок будут иметь право останавливать транспортные средства.

Кроме того, было принято решение до конца 2013 года пересмотреть полностью маршрутную сеть Украины и создать единый реестр маршрутов между городами с указанием периодичности движения. Сейчас ассоциация автоперевозчиков ведет переговоры с Мининфраструктуры, чтобы провести комплексное маркетинговое исследование, которое показало бы финансовую емкость рынка перевозок, пассажиропоток, а также выявило точное количество нелегальных перевозчиков.

Повышение прозрачности рынка перевозок, с одной стороны, может привести к повышению цен на билеты. Потому что прозрачность предусматривает налогообложение и невыгодное сотрудничество с автостанциями. Дело в том, что когда автоперевозчик отправляется от перрона автовокзала, он должен заплатить за заезд, выплатить сборы с продажи билетов и оплатить услуги автовокзала по каждому пассажиру. Это значительная часть затрат, в некоторых случаях она достигает 30% от стоимости билета.

А нелегальные маршрутки, как правило, отправляются от станции метро, а не с автовокзала, и прибывают в центр другого города.

Но, с другой стороны, прозрачность понижает уровень коррупции, что, в свою очередь, отражается на расходах перевозчиков, и соответственно, дает возможность не поднимать цены на билеты.

«Forbes Украина», 20 декабря 2012 г.


Пресс-служба

Другие материалы по теме

РАЗВЕРНУТЬ / СВЕРНУТЬ