Поиск

Биография

Политическая деятельность

ОИО №52

Депутатские обращения

ВААП

Благотворительность

Архив материалов

Публикации в СМИ

Транспортная система Донетчины на выходе из коллапса

31 января 2014 года

Транспортная система Донетчины на выходе из коллапса

2013 год стал переломным в развитии транспортной системы Донецкой области. Открывшаяся правда о ситуации, в частности, в сфере автомобильных пассажирских перевозок и проведенная «работа над ошибками» дает надежду на ближайшие эффективные изменения.

Об этом, в частности, шла речь в ходе итогового совещания по вопросам пассажирских перевозок Донецкой области, которое прошло 26 декабря в Донецке под председательством народного депутата Украины, президента Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Игоря Шкири. В мероприятии также приняли участие директор Департамента автомобильного транспорта Министерства инфраструктуры Украины Дмитрий Петухов, заместитель главы Государственной инспекции Украины по безопасности на наземном транспорте (Укртрансинспекция) Федор Плошай, заместитель начальника регионального управления Укртрансинспекции в Донецкой области Александр Кушнир и др.

Скандал года


30 июля 2013 года в собственном кабинете при получении взятки в сумме 9 тыс. грн был задержан начальник управления Укртрансинспекции в Донецкой области Игорь Елисоветский. По данному факту открыто уголовное производство по ч. 4 ст. 368 УК Украины (получение неправомерной выгоды служебным лицом). Следствие по данному делу продолжается, сам Елисоветский сначала был отпущен под залог в 57 тыс. грн с временным отстранением от занимаемой должности, а спустя несколько месяцев уволен из Укртрансинспекции.

Как стало известно, 30 июля взятка вымогалась с двух транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, за невыявление нарушений лицензионных условий при проведении проверок Укртрансинспекцией. Однако, это были не единственные случаи получения Елисоветским «неправомерной выгоды».

В 2012 году отмечался рост обращений транспортников по фактам вымогательства с них разного рода «пошлин». В этой связи Елисоветский был взят правоохранителями в «разработку». Как пишут медиа, в результате была выявлена целая группа из ряда должностных лиц, курирующих вопросы транспорта Донецкой области. Правоохранители отмечали, что у «группы Елисоветского» даже существовал особый фиксированный прейскурант. Согласно опубликованному в СМИ перечню «услуг» чиновников, например, «закрыть глаза» на нарушения по соблюдению лицензии стоило от 3 тыс. грн до 15 тыс. грн в зависимости от количества машин в автопарке; невыявление нарушений во время перевоза пассажиров – от 3 тыс. до 8 тыс. грн с каждого автотранспортного предприятия (для крупных АТП – 10-20 тыс. грн ежемесячно); неприменение штрафов к нелегальным перевозчикам – 500-2000 грн ежемесячно за каждое транспортное средство; помощь в выигрыше конкурса на получение выгодного маршрута – 16-25 тыс. грн за каждый график и пр.

Как сообщил начальник управления ГСБЭП ГУМВД Украины в Донецкой области Вячеслав Писаренко, всего в ходе проведения следственно-розыскных действий задокументировано более 100 фактов получения неправомерной выгоды руководством и сотрудниками областного управления Укртрансинспекции на общую сумму свыше 600 тыс. грн. Месячный «сбор» с коммерческих структур, осуществляющих деятельность на рынке перевозок, составлял около 200 тыс. грн. «Дело Елисоветского» обнажило вопиющие факты системы пассажирских перевозок региона.

«Черная» сторона маршрутной сети

Нелегальные перевозчики – своеобразный индикатор транспортной системы любого региона. По их масштабам можно судить о действии/бездействии профильных ведомств, о степени коррупции, о пробелах в нормативно-правовой базе, об эффективности распределения маршрутной сети, и в целом – о самом желании руководства выстроить законно работающую систему.

Из-за «нелегалов» официальные перевозчики Донецкой области теряют до 100 млн грн в год, до 30 млн в виде налогов и сборов недополучают местные бюджеты. Если раньше каждый пятнадцатый перевозчик был нелегальным, то за последние годы им стал каждый седьмой. И это только официальная статистика, а реальная действительность явно более жестче. «Примерно полгода назад Укртрансинспекция собрала представителей всех областей Украины и перевозчиков на совещание. Выступал начальник Укртрансинспекции Харькова и сказал, что их губернатор собрал все структурные подразделения – ГАИ, Укртрансинспекцию, транспортников, представителей Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков и поставил задачу – чтобы не было “нелегалов”. И он с трибуны заявил, что у нас в Харькове нелегальных перевозчиков нет. Не знаю, не мне судить, но мне понравилось. Пока у нас в области на таком высоком уровне не будет поставлена задача, такое будет продолжаться постоянно, потому что “нелегалы” развиваются очень интенсивно. У нас на маршруте Славянск–Краматорск–Донецк начиналось с 4 машин, на сегодняшний день до 30 нелегальных перевозчиков. Если посчитать – это полмиллиона в месяц. В год 6 миллионов гривен», – говорит перевозчик из Краматорска Андрей Безуглый.

В том, что эффективность борьбы с «черными» перевозчиками в Донецкой области напрямую зависит от воли руководства региона уверены и на всеукраинском уровне. Нынешний заместитель главы Государственной инспекции Украины по безопасности на наземном транспорте Федор Плошай в свое время более 7 лет проработал начальником отдела транспорта и связи Донецкого городского совета, поэтому хорошо разбирается в ситуации. «Точки нелегалов в самом Донецке известны всем. И все знают, что у этих перевозчиков на линиях уже появляются автобусы большой вместимости. Даже на легальных маршрутах таких нет! Неужели этого никто не видит?.. У нас все видят, только область не видит!» – констатирует Федор Плошай.

В регионе «нелегалы» захватили, прежде всего, внутриобластные маршруты. В крупных городах же, во главе которых стоят сильные и принципиальные мэры, на внутренних линиях с этим бичом давно покончено. «В Мариуполе большинство перевозчиков работают на городских маршрутках, и только единицы на межгородских. И на городских перевозках “нелегалов” в Мариуполе нет, потому что в свое время была четкая позиция городского головы, что на городских перевозках все должны работать официально. Выработали систему взаимодействия между властью и контролирующими органами. И еще лет 10 назад все, кто был “нелегалом”, перешли в официальное поле – им оставили те же маршруты, и они до сих пор работают, но уже на законных основаниях», – рассказывает перевозчик из Мариуполя Константин Корейша.

Нет «нелегалов» и на внутригородских маршрутах Донецка. Но столица региона является центральным пунктом для межгородских перевозок, и на этом уровне по улицам Донецка рассекают автобусы, нелегально перевозящие пассажиров. На этой почве время от времени происходят столкновения между местной и областной властью. Когда вопрос о «черных» перевозчиках ставился перед Елисоветским, тот сетовал о выходе информации о рейдах проверяющих органов, в результате чего региональная Укртрансинспекция под его руководством не могла застать маршрутчиков на месте преступления. «Мы приехали на остановку, а там стоят 80 человек пассажиров и ни одного автобуса… Явно кто-то донес информацию о рейде», – заявлял Елисоветский в октябре 2012 года на совещании автоперевозчиков в Донецке, пишет городская «Муниципальная газета».

Тогда же он отчитался, что за 8 месяцев службы контроля провели 8969 проверок перевозчиков в Донецкой области и оштрафовали «нелегалов» на 315 тыс. грн. Но если разделить заявленные показатели, то в среднем на одну проверку приходилось 35 грн штрафа – из чего можно сделать выводы, что часть проверок, скорее всего, была лишь «пустышкой» для отчетности, финансовым санкциям подвергались лишь единицы «нелегалов», а остальным удавалось «отделаться» нематериальными взысканиями. На том же октябрьском отчетном совещании Елисоветский возмущался деятельностью одного из крупнейших «нелегалов» – предприятии «Арена-Транс» (ныне ООО «Энергия-6»), осуществляющего пассажирские перевозки из Донецка в Горловку, Димитров, Снежное, Доброполье, Мариуполь, Краматорск и пр. Несмотря на свою такую «известность» в высших кругах, предприятие из года в год лишь расширяло свою сеть в регионе. И только после отстранения Елисоветского от руководства ведомством удалось довести уголовное дело в отношении «Энергии-6» до суда. «Это предприятие на сегодняшний день должно более 600 тыс. грн в госбюджет. В декабре 2013 года состоялось первое заседание, где учредитель предприятия предстал перед судом. Работники линейного отдела милиции собрали доказательства и довели уголовное дело до суда. И уже есть предпосылки, что предприятие внесет в бюджет часть задолженности. И если раньше на линии у них работало до 200 автомобилей (официально были заявлены лишь 1-2, остальные – “нелегалы”), то сейчас осталось 5-6 автомобилей», – проинформировал в декабре 2013 года заместитель начальника управления Укртрансинспекции Донецкой области Александр Кушнир, отметив, что работа в этом направлении продолжается.

Конкурсы по-донецки

Но не только расцветом «нелегалов» отмечались последние годы «развития» транспортной системы области. Не меньше претензий было к распределению маршрутов внутриобластных пассажирских перевозок.

Примечательно, что нарушениям и коррупции в этой сфере способствовала не только противоправная деятельность, но и бездеятельность профильных чиновников. Например, нынешний реестр пригородных и междугородних автобусных маршрутов общего пользования Донецкой области утвержден еще в 2009 году, и, естественно, он уже не отражает реальные запросы пассажиров. «О чем это говорит? Это говорит о том, что если действовать по законодательству, то выставляемые на конкурс маршруты должны соответствовать реестру 2009 года. А что мы видим сегодня? Маршруты дробятся как угодно, изменяются. Если называть вещи своими именами, это коррупция, по-другому нельзя сказать. Аналогичная ситуация с программой реализации маршрутной сети – она не разработана, не разрабатывается, и не будет разрабатываться, потому что чиновникам это не выгодно. И если кто изучает пассажиропоток, то только наши “нелегалы”. Они знают, что пассажиру выгоднее сесть в том месте в такое-то время, и “нелегалы” уже там, и забирают пассажиров», – отмечает председатель Донецкого областного отделения Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Александр Долматов.

Перевозчики не стали замалчивать и конкретные факты деятельности конкурсного комитета по распределению маршрутов, которые фактически были направлены на передел рынка пассажирских перевозок региона.

«Действительно, была проблема с конкурсами, когда пришел этот господин (Елисоветский, – авт.) и начал под себя работать. И под себя “поджимать” все предприятия, которые ему интересны. Соответственно те, которые не интересны и не угодны, получали проверки, отстранялись от конкурсов и т.д.» – вспоминает перевозчик из Харцызска Александр Захаров.

В 2013 году Донецкой областной государственной администрацией было проведено всего три конкурса. При этом, как заявил Александр Долматов, проводились они с явными нарушениями, так как курировались практически одним человеком.

«Этот человек (Елисоветский, – авт.) полностью готовил конкурсы, на которых осуществлялось только единое голосование, то есть “нужные” перевозчики оставались на конкурсе в единственном экземпляре. Это в 80% случаев. Информация, которая подавалась такими участниками конкурса, просто фальсифицировалась. Например, в конкурсной документации заявлялись одни транспортные средства, а по факту на маршрутах работали совершенно другие. И ряд других требований оставался только на бумаге. У нас есть такой “бумажный” перевозчик Мамедов (ФЛП Мамедов Джалал Габиб-Оглы, – авт.). И я считаю, что все три конкурса, которые в 2013 году проводились Донецкой облгосадминистрацией, проводились именно под этого перевозчика. Кроме него до самого конкурса иные перевозчики не доходили», – констатировал председатель
Донецкого облоотделения ВААП.

Поэтому после отстранения от должности Елисоветского, были проведены соответствующие проверки деятельности ряда транспортных предприятий, в том числе и Мамедова, в результате которых был установлен ряд нарушений. «Приведу один пример из проверки Мамедова. Мы поехали в заявленную им ремонтную зону технического обслуживания транспорта, расположенную в городе Селидово. Приехали туда в 4 утра, стоят 6 автобусов, ни сторожа, ни врача, собаки сторожевой даже нет. Никого нет. Появился через час водитель, спрашиваем: а где медик, механик? А он говорит: какой медик, вечером приехали, деньги собрали, поставили штампик в путевой лист, и все. Это вопиющий случай», – рассказал заместитель начальника управления Укртрансинспекции Донецкой области Александр Кушнир.

И 17 декабря решением Лицензионной комиссии Государственной инспекции Украины по безопасности на наземном транспорте была аннулирована лицензия на пассажирские перевозки ФЛП Мамедов Джалал Габиб-Оглы. Ситуацией с конкурсными комитетами серьезно обеспокоены и на уровне Министерства инфраструктуры Украины.

«Обеспокоенность вызывает свободная трактовка нового порядка проведения конкурса. Массовые жалобы на формирование пакета маршрутов под “заказ”, непрозрачное использование бальных систем, неправомерное снятие претендентов с участия в конкурсе и отсутствие контроля за использованием перевозчиком на маршрутах автобусов, заявленных на конкурс», – сказал, выступая в Донецке, директор Департамента автомобильного транспорта Министерства инфраструктуры Украины Дмитрий Петухов.

С целью повышения эффективности работы конкурсных комитетов и минимизации коррупционной составляющей министерством по предложению, в частности, ВААП были внесены изменения в нормативные акты. «Мы ввели понятие регулярности проведения конкурсного комитета, не реже 1 раза в месяц и ответственность чиновников за проведение конкурсов. Также ввели всеукраинские профильные общественные организации в состав конкурсного комитета и добавили влияние общественных организаций на конкурсный комитет. Было учтено много предложений ВААП в постановлении КМУ № 1081 “Об утверждении Порядка про- ведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования”. Из глобального, что поменялось в этом постановлении – это минимальная работа рабочего органа. Мы в министерстве считаем, что рабочий орган – основная причина коррупции. Люди за 10 дней вскрывают конверты и начинают “зарабатывать”», – резюмировал Дмитрий Петухов.

Рыба гниет с головы

После разоблачения системы, созданной при руководстве Игоря Елисоветского, у перевозчиков Донецкой области появилась надежда на положительные изменения. В этом их заверил и заместитель начальника управления Укртрансинспекции Донецкой области Александр Кушнир. «Я хотел бы извиниться за наше управление Укртрансинспекции, которое, вы знаете, как “прославилось” на всю страну, и что у нас вообще творилось. Мы пересмотрели свою деятельность, подчистили кадры, которые были нечисты на руку и т.д. Сейчас включились в работу над основными задачами, которые стоят перед Укртрансинспекцией. Хочу обратиться к вам, перевозчики: обещаю, что со стороны инспекции никакой предвзятости не будет. Но и вы, со своей стороны, активизируйте работу, прежде всего, по безопасности движения», – сказал в ходе расширенного совещания Кушнир.

Но все, конечно, будет зависеть от человека, который непосредственно возглавит Укртрансинспекцию Донецкой области. Перевозчики отмечают: главное, чтобы новый руководитель регионального ведомства не допускал перекосов своего предшественника. «Сейчас идет конкурс на должность начальника управления Укртрансинспекции Донецкой области. Хотел бы обратиться к главному управлению, чтобы на это место избрали порядочного, справедливого человека, который бы объективно оценивал обстановку», – передал пожелания транспортников региона перевозчик из Харцызска Александр Захаров.

Но подобрать достойную кандидатуру на должность главы Укртрансинспекции региона оказалось проблематичным. Прошедший 18 декабря конкурс был безрезультатным – заявленные претенденты в полной мере не соответствовали необходимым требованиям. «После возбуждения уголовного дела в отношении Игоря Елисоветского сегодня кроме профессиональных знаний кандидата особое внимание уделяется и его личностным качествам», – прокомментировал ситуацию народный депутат, президент ВААП Игорь Шкиря.

«Появилась определенная каста таких значимых портфелей и должностей, на которые претендуют очень многие, в том числе, и непрофессионалы. Поэтому каждая группа или представители какого-то органа лоббируют того или иного удобного им человека. При этом никто, в том числе и эти лоббисты, не несет ответственности за своих протеже. Вот Игорь Елисоветский – его же кто-то рекомендовал, кто-то согласовывал его кандидатуру. А кто за это понес ответственность? Проблема в том, что есть право у кого-то рекомендовать или согласовывать, но нет ответственности за то, что этот кандидат оказался коррупционером или непрофессионалом… Поэтому при выборе кандидатуры нового главы управления Укртрансинспекции Донецкой области мы настаиваем на ответственности и тех, кто рекомендует ту или иную кандидатуру», – уточнил президент ВААП.

По информации Игоря Шкири, на прошедшем в декабре конкурсе на вакантную должность было много претендентов, которых можно охарактеризовать как «новые Елисоветские». «И если бы не вмешательство ВААП и перевозчиков, уже был бы определен конкретный человек, и он бы победил в этом конкурсе. Потому, что конкурсный комитет организован тем же самым руководством Укртрансинспекции. Но мы поломали эту схему», – констатировал народный депутат.

Очередной конкурс на замещение вакантной должности начальника Укртрансинспекции Донецкой области пройдет ориентировочно в феврале. Но на него могут быть выдвинуты и предыдущие кандидаты. «Поэтому ВААП и дальше будет внимательно следить за тем, чтобы коррупционеры и случайные люди не попадали на столь значимые места транспортной отрасли. ВААП, как общественная организация, заинтересована в том, чтобы в руководстве отрасли, в министерстве, в департаментах, в Укртрансинспекции были профессионалы, незапятнанные личности, честные люди», – резюмировал Игорь Шкиря.

Лариса Чайка

«УкрАвтоТранс», №11, январь 2014 г.


Пресс-служба

Другие материалы по теме

РАЗВЕРНУТЬ / СВЕРНУТЬ