Поиск

Биография

Политическая деятельность

ОИО №52

Депутатские обращения

ВААП

Благотворительность

Архив материалов

Публикации в СМИ

Проблемы на колесах. Компенсация или повышение?

10 февраля 2012 года

Проблемы на колесах. Компенсация или повышение?
Не секрет, что автоперевозчики и пассажиры уже давно живут в режиме «тихой войны». Если первым из-за постоянно растущих цен на топливо и запчасти тарифы на проезд кажутся низкими, то вторые, наоборот, считают эту стоимость завышенной. Помимо этого пассажиры не довольны низким качеством обслуживания. Такие вопросы были подняты на расширенном собрании перевозчиков Донецкой области под председательством руководителя Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков (ВААП), главы рабочей группы Комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и связи Игоря Шкири.
 
«Автотранспортная отрасль Украины находится в плачевном состоянии. Все 20 лет независимости к транспортной отрасли было потребительское отношение, и проблемам перевозчикам не уделялось должное внимание. Большинство перевозчиков работает на грани рентабельности, многие несут убытки. Но на сегодняшний день сложилась благоприятная ситуация для решения проблем отрасли. Вице-премьер-министр - министр инфраструктуры Борис Колесников обратил внимание на проблемы транспортников и пообещал свою помощь и поддержку во всех вопросах. Также для нас важно создание Департамента автомобильного транспорта, реформирование автотранспортной инспекции - мы рассчитываем на конструктивную плодотворную работу», - отметил Шкиря, обращаясь к участникам собрания, а это около 300 представителей автотранспортных предприятий из городов и районов шахтерского региона.
 
ПРОГРАММА ЕСТЬ, А ДЕНЕГ - НЕТ
 
И уже первые шаги в этом направлении сделаны: Департамент автомобильного транспорта Мининфраструктуры Украины разработал программу компенсации процентов по кредитам автотранспортным предприятиям, приобретающим автобусы отечественного производства. «В госбюджет на 2012 год эта программа включена не была, однако в настоящее время мы выносим предложения на рассмотрение в Верховной Раде по внесению изменений в бюджет. Я не знаю, как воспримут нашу цифру в Минэкономики и Министерстве финансов, но будем просить депутатов проголосовать за то, чтобы в этом году было выделено 600 млн. грн. на компенсацию процентов», - сообщил директор Департамента автомобильного транспорта Мининфраструктуры Дмитрий Петухов.
 
Он также рассказал, что программа рассчитана на крупных перевозчиков, имеющих в своем парке не менее 10-20 автобусов, собственные маршруты, автобазы. Эта мера позволит укрупнить автотранспортные предприятия. «Программой предусмотрено 15% компенсации ставки по кредитам независимо от того, какой перевозчик, в каком регионе работает и какой автобус купит. Главное, чтобы он соответствовал условиям данной программы», - констатировал Петухов. По его данным, за последние три года отечественные производители автобусов - три предприятия - выпустили всего 16 автобусов большой вместимости без учета программы подготовки к Евро-2012. 
 
«Автобусные заводы фактически стоят. По условиям программы можно приобретать автобусы средней, большой и особо большой вместимости. Мы будем избавляться от автобусов на базе шасси грузовых автомобилей», - подчеркнул глава Департамента автомобильного транспорта.
 
В свою очередь Игорь Шкиря отметил, что при выполнении программы могут возникнуть затруднения. «Последние три года автотранспортные предприятия не приобретали новые автобусы. Это связано с кризисом в экономике, нехваткой свободных средств и наличием у большинства перевозчиков непогашенных кредитов. В настоящее время в Украине практически не работают лизинговые и программы банковского кредитования, кроме того, при существующих кредитных обязательствах новый займ получить крайне сложно», - акцентировал он, добавив, что необходимо поддерживать отечественного производителя, но при условии выпуска качественной техники.
 
«Качество, цена, комплектующие оставляют желать лучшего, а стоимость автобусов высока. К нам в ВААП обращались отечественные производители автобусов с просьбой о поддержке. Мы со своей стороны сказали о том, что если заводы смогут предложить качественные автобусы по приемлемой цене, то ассоциация готова убеждать перевозчиков в том, чтобы они покупали автобусы украинского производства. Сейчас же пока ситуация не в пользу отечественных заводов», - резюмировал Игорь Шкиря.
 
ИЗ-ЗА ЛЬГОТНИКОВ НЕТ ДОХОДОВ
 
В ходе заседания перевозчики также затронули и наиболее актуальный для них вопрос - компенсацию средств за провоз пассажиров льготной категории. Генеральный директор ОАО «Мариуполь-авто» Георгий Каплан отметил, что с пассажирами социальными службами не ведется разъяснительная работа по теме правильного использования льгот на транспорте, поэтому все считают, что могут пользоваться льготами в любом объеме. «Нужно, чтобы служба социальной защиты регулярно выступала в прессе с разъяснением - сколько раз в месяц пассажир может пользоваться своей льготой на проезд. Например, мы получили разъяснение управления статистики, в котором указано, что участник боевых действий может 6 раз в месяц воспользоваться услугой бесплатного проезда (но даже за эти 6 поездок нам государство в реальности компенсирует 10-12%). Но те, кто пользуется льготами, об этом не знает. Поэтому и возникают конфликтные ситуации между перевозчиком и пассажирами», - сказал перевозчик.
 
В итоге из-за несвоевременной и не в полном объеме компенсации за льготников перевозчики несут колоссальные убытки. «За прошлый год только мое предприятие потеряло миллион гривень от невозмещения средств за провоз пассажиров льготной категории. Какое предприятие это может выдержать? О каком обновлении парка, о каком повышении заработной платы может идти речь? Я на предприятии за 5 лет не смог купить ни одного нового автобуса. При этом цены на топливо растут, на коммунальные услуги - растут, налоговые сборы растут… Поэтому сегодня есть два пути - или повышать тариф, или отменять пассажиров льготной категории с условием выделения им адресной дотации на проезд. И тогда любой пассажир, получив дотацию, зайдет в автобус, купит билет и спокойно поедет, и перевозчик при этом не пострадает», - констатировал директор ОАО «Мариуполь-авто».
 
Выслушав, все предложения и возражения, руководитель ВААП заявил, что в ближайшее время в Верховную Раду будет подан законопроект об адресной дотации для льготной категории населения, предусматривающий, в том числе, и покрытие расходов на проезд в автомобильном транспорте. «У большинства депутатского корпуса есть понимание, что данный закон нужен, поэтому его, надеюсь, парламент поддержит. Вопрос, в каком году он вступит в силу - с 2013 года или с 2014-го, и в каком объеме будет дотация, скажем, на проезд в транспорте, - будет зависеть от анализа бюджета, от рекомендаций профильных экономических и финансовых ведомств», - сообщил Игорь Шкиря.
 
Не обошли стороной присутствующие на собрании и такую проблему, как нелегальные пассажирские перевозки. «Основными местами дислокации нелегальных перевозчиков являются маршруты общего пользования, которые обеспечивают транспортным сообщением города Снежное, Горловку, Краматорск, Енакиево и ряд других с областным центром. Одной из причин появления нелегальных перевозчиков является несовершенство маршрутной сети области и то, что в Донецке решением горисполкома для автобусов, прибывающих из области, определены конечные пункты - ДП "Мотель" и АВ "Западный", что создает неудобства для основной массы иногородних пассажиров», - отметил заместитель председателя облгосадминистрации Валерий Лукашенко. Он также акцентировал внимание на многочисленных жалобах от перевозчиков, поступающих в адрес облгосадминистрации, в первую очередь касающихся работы конкурсных комиссий.
 
Анна КУРЦАНОВСКАЯ

«Вечерний Донецк», 10.02.2012 


Пресс-служба

Другие материалы по теме

РАЗВЕРНУТЬ / СВЕРНУТЬ